Originally posted by simula_cra at Архангельский областной музей изобразительных искусств.
Как об этом писать я не знаю. Но как-то надо, без слов неинтересно.
В музее два этажа. На втором - иконы, религиозные картины, предметы быта северных народов и резьба по кости. Иконы века с 14-го. А на первом - более-менее современные картины более-менее неизвестных мне мастеров.
На первом фотографировать нам запретили. Да там и нечего было, по большому-то счету. Зато на втором - хоть уфотографируйся. Что я и сделала, но качество фотографий - катастрофическое. Кое-что из экспонатов музея можно и в интернете найти. В приличном виде и с пояснениями.
Необыкновенно умный и интересный сотрудник музея нам достался в качестве экскурсовода. Сначала показался нудным и тихим, но, прислушавшись, мы предпочли топать за ним молчаливыми рядами и внимать мудрому слову.
Здесь - новостной ролик на несколько минут из музея с тем самым Сергеем Неверовичем.
К сожалению, не все мудрые слова запомнились. Ползаю теперь в поисках сведений, которые мне на блюдечке с каемочкой, с наглядностью, как положено, предложили. А я, лопоухая двоечница, растеряла по дороге.
Северные иконы и предметы культа - явление, производящее на меня необычное впечатление. Особенно, конечно, древние. Небо храма в Лядинах, что недалеко от Каргополя, помню до сих пор. Там такие серафимы... ыыы... Фотографировать нам разрешили со скрипом: накануне какие-то фотографы что-то куда-то не туда выложили, и кража тогда же случилась. Но потом сжалилась над нами женщина-смотритель - батюшка редко служить приезжает, для экскурсий открывают храм специально - разрешила сделать несколько снимков, но они не получились почти. Может, к лучшему.
Вот и музейные фотографии качеством не отличаются - без вспышки темно, со вспышкой - жалко древность такую, хотя на вспышку никто внимания не обратил. Кое-где воспользовалась.
Пойдемте, что ли?
Царские врата. Деревянные. Старинные-престаринные. 16 век. Впечатление производят золотых, бронзовых, но никак не деревянных. Резалось все это долго.
Николай Чудотворец - один из наиболее почитаемых святых. Поморы его уважали, потому что среди его чудес - спасение и сохранение на водах. Осводовец тогдашний.
Таких объемных икон на Севере было много. Из-за сходства святых на изображениях с людьми иконы эти стали запрещать. Вольные северные народы еще не скоро о запрете узнали, а уж подчинились-то и того позже. Николай Угодник.
Параскева Пятница. Тоже очень важный и часто встречающийся образ. (Когда-то я писала о восстановлении храма Параскевы Пятницы на Валдае. Удивительный священник, отец Сергий, восстановлением там занимался. И чудо случилось тоже. Не помню, лежит ли это открытым в журнале или перезакрывала все.)
Необычный лик. Пугающий даже. И притягивающий. Не оторваться. Или кажется мне?
Еще одна объемная икона с еще одним любимым северным героем. Чудо Георгия о змие. Там этих Георгиев полон музей. Экскурсовод наш около этой иконы заставил крутить головами и их считать. Не сходя с места насчитали мы штук 8 больших и маленьких.
И сюжет симпатичный. Особенно трогает веревочка, на которой девушка вела дракона этого после того, как Георгий его усмирил. (И у Мёрдок очень кстати этот сюжет всплывает в "Зеленом рыцаре". Особенно в свете воспоминаний о Поморье, Архангельске... Но об этом теперь не знаю когда.)
Вот еще один. Для сравнения и полноты картины. Веревочку видите? Красную.
Вот все у них так там, на Севере. Изукрасить, сюжетов понарисовать, детскую картинку из Евангельского сюжета сделать и народ радовать. Писаховское что-то есть в этом изображении, детское, сказочное. Солнце - не солнце. Ромашка какая-то, Дева Мария - Дюймовочка местная. Слева вообще... картинки русской народной жизни. И цвет... Где вы на иконах такой зеленый цвет видели? Не скажу, что стопроцентно верный, но все-таки врать мой аппарат не очень склонен. Особенно в цвете.
***
Нашла настоящие изображения Царских врат. И музейные тоже. Георгий там повиднее.
Пора прерваться. Хотя сама увлеклась воспоминаниями, изображениями. Возможно, к началу нового сезона и закончу свою повесть о летнем путешествии по Архангельской губернии.
В музее два этажа. На втором - иконы, религиозные картины, предметы быта северных народов и резьба по кости. Иконы века с 14-го. А на первом - более-менее современные картины более-менее неизвестных мне мастеров.
На первом фотографировать нам запретили. Да там и нечего было, по большому-то счету. Зато на втором - хоть уфотографируйся. Что я и сделала, но качество фотографий - катастрофическое. Кое-что из экспонатов музея можно и в интернете найти. В приличном виде и с пояснениями.
Необыкновенно умный и интересный сотрудник музея нам достался в качестве экскурсовода. Сначала показался нудным и тихим, но, прислушавшись, мы предпочли топать за ним молчаливыми рядами и внимать мудрому слову.
Здесь - новостной ролик на несколько минут из музея с тем самым Сергеем Неверовичем.
К сожалению, не все мудрые слова запомнились. Ползаю теперь в поисках сведений, которые мне на блюдечке с каемочкой, с наглядностью, как положено, предложили. А я, лопоухая двоечница, растеряла по дороге.
Северные иконы и предметы культа - явление, производящее на меня необычное впечатление. Особенно, конечно, древние. Небо храма в Лядинах, что недалеко от Каргополя, помню до сих пор. Там такие серафимы... ыыы... Фотографировать нам разрешили со скрипом: накануне какие-то фотографы что-то куда-то не туда выложили, и кража тогда же случилась. Но потом сжалилась над нами женщина-смотритель - батюшка редко служить приезжает, для экскурсий открывают храм специально - разрешила сделать несколько снимков, но они не получились почти. Может, к лучшему.
Вот и музейные фотографии качеством не отличаются - без вспышки темно, со вспышкой - жалко древность такую, хотя на вспышку никто внимания не обратил. Кое-где воспользовалась.
Пойдемте, что ли?
Царские врата. Деревянные. Старинные-престаринные. 16 век. Впечатление производят золотых, бронзовых, но никак не деревянных. Резалось все это долго.
Николай Чудотворец - один из наиболее почитаемых святых. Поморы его уважали, потому что среди его чудес - спасение и сохранение на водах. Осводовец тогдашний.
Таких объемных икон на Севере было много. Из-за сходства святых на изображениях с людьми иконы эти стали запрещать. Вольные северные народы еще не скоро о запрете узнали, а уж подчинились-то и того позже. Николай Угодник.
Параскева Пятница. Тоже очень важный и часто встречающийся образ. (Когда-то я писала о восстановлении храма Параскевы Пятницы на Валдае. Удивительный священник, отец Сергий, восстановлением там занимался. И чудо случилось тоже. Не помню, лежит ли это открытым в журнале или перезакрывала все.)
Необычный лик. Пугающий даже. И притягивающий. Не оторваться. Или кажется мне?
Еще одна объемная икона с еще одним любимым северным героем. Чудо Георгия о змие. Там этих Георгиев полон музей. Экскурсовод наш около этой иконы заставил крутить головами и их считать. Не сходя с места насчитали мы штук 8 больших и маленьких.
И сюжет симпатичный. Особенно трогает веревочка, на которой девушка вела дракона этого после того, как Георгий его усмирил. (И у Мёрдок очень кстати этот сюжет всплывает в "Зеленом рыцаре". Особенно в свете воспоминаний о Поморье, Архангельске... Но об этом теперь не знаю когда.)
Вот еще один. Для сравнения и полноты картины. Веревочку видите? Красную.
Вот все у них так там, на Севере. Изукрасить, сюжетов понарисовать, детскую картинку из Евангельского сюжета сделать и народ радовать. Писаховское что-то есть в этом изображении, детское, сказочное. Солнце - не солнце. Ромашка какая-то, Дева Мария - Дюймовочка местная. Слева вообще... картинки русской народной жизни. И цвет... Где вы на иконах такой зеленый цвет видели? Не скажу, что стопроцентно верный, но все-таки врать мой аппарат не очень склонен. Особенно в цвете.
***
Нашла настоящие изображения Царских врат. И музейные тоже. Георгий там повиднее.
Пора прерваться. Хотя сама увлеклась воспоминаниями, изображениями. Возможно, к началу нового сезона и закончу свою повесть о летнем путешествии по Архангельской губернии.