Чем дальше мы уходим по направлению к Центральной Европе и далее на Восток от областей с преобладанием западных и нордических расовых черт, тем заметней становится среди населения – за исключением высших слоев, более богатых нордической кровью, и областей, где преобладает динарская раса , – некая «бесформенность». Эту «бесформенность» можно было бы принять за «форму» восточной или восточно-балтийской расы , если бы эти расы могли дать образец поведения для населения, в котором они преобладают. Но восточная и восточно-балтийская расы по своей психической сути, с точки зрения рассматриваемых здесь вопросов, это такие расы , которые либо терпеливо перенимают, либо в большей или меньшей степени отвергают «форму», с какой бы стороны она ни пришла. В Центральной и Восточной Европе – в одних местах меньше, в других больше – отмечаются посторонними наблюдателями черты, которые можно охарактеризовать как «бесформенность поведения». До определенной степени в Центральной и Восточной Европе даже люди нордического типа, подобно восточным балтийцам, отвергают «форму»…
Люди нордического типа могут какое-то время чувствовать себя в «бесформенном» окружении вполне хорошо. Вместо «натянутости» и «сдержанности», которые они часто встречают у себя и себя подобных, они испытывают здесь нечто, что они воспринимают как особенную «душевность» или «уют», здесь можно «расслабиться», как во время отдыха. Люди нордического типа, которые живут в нордическом окружении, называют людей тех стран, где преобладает восточный тип, «милыми» или «комичными» (не в смысле «смешными», а в смысле «своеобразными»). Выбор подобных эпитетов свидетельствует об их неспособности проникнуть в чужую душу: нордическая раса вообще не отличается этой способностью. Люди западного типа воспринимают людей восточного типа (насколько я могу судить по высказываниям итальянцев, среди которых преобладает западный тип) как неприятных и даже отталкивающих.
В Центральной и Восточной Европе у многих местных жителей восточной или восточно-балтийской расы сложилось даже более или менее «бесформенное» мнение о том, что эти части Европы отделены от Юга и Запада ландшафтами, в которых господствует «форма». Многие немцы, путешествуя по Северо-Западной и Западной Европе, начинают ощущать некую «бесформенность» у самих себя. В этих странах немцев тоже считают «бесформенными», частично по политическим мотивам, частично по искреннему убеждению. Я постоянно убеждался за границей, что немец, в котором преобладают нордические черты, обычно не воспринимается именно как немец, он не бросается в глаза. Зарубежное представление о немцах как о «бесформенных» объясняется тем, что в Северо-Западной и Западной Европе попадаются немцы без ярко выраженных нордических или западных черт. Расовое положение жителей Центральной Европы с точки зрения «формы» таково: в средиземноморских странах выражает себя придающая «форму» западная душа, в Восточном Средиземноморье к этому добавляется влияние тоже придающей «форму» ближневосточной расы . Во Франции западная форма распространилась на всю страну, в Северной Франции она взаимодействует с нордической формой, но ее влияние захватывает и области с восточным и динарским населением. В скандинавских странах господствует нордическая форма, «благородная» манера поведения наблюдается даже в низших слоях. В Англии в верхних слоях культивируется нордическое поведение, часто возводимое на уровень образца благовоспитанности, в нижних слоях взаимодействуют нордическое и западное влияние, причем заметно – в противоположность бедной нордической кровью Германии – насколько сильно со времен Чосера, с XIV века, влияет на весь народ четко сформулированный уже Чосером идеал джентльмена, подлинно нордический идеал.
Восточная и восточно-балтийская суть выделяются в нордической и западной цивилизациях своей «бесформенностью», т.е. отказом от форм, которые навязываются нордической или западной стороной или обеими вместе. Как минимум они дают себе волю в рамках этих форм.
Восточно-балтийская «бесформенность» обусловлена, прежде всего, любопытством людей восточно-балтийского типа, которое побуждает их к обстоятельному обсуждению душевных процессов, как своих собственных, так и других людей. Нордическому человеку непривычно, что восточно-балтийский человек нарушает дистанцию, он видит в этом даже некое душевное бесстыдство. Восточно-балтийские люди, которые в общении с другими переходят на все более доверительный уровень и доходят до того, что душевно раздеваются догола и указывают на детали этой наготы, которые и его собеседнику, и ему самому кажутся постыдными. Желание копаться в собственной или в чужой душе приводит к тому, что восточно-балтийская «бесфор-менность» выражается в причиняющем боль людям другого типа любопытстве, в своего рода ласковой навязчивости. К этому добавляются внезапные перемены настроения, так что поведение восточно-балтийского человека обычно производит впечатление постоянной неуравновешенности. Отсюда возможность перехода от симпатии к безудержной ненависти. Восточно-балтийский человек особенно «тяжел» при общении с другими людьми, даже с людьми собственной расы , потому что для него особенно характерна неспособность проявлять то, что называется «тактом», чувствовать пределы между вещами и в отношениях между людьми.
Особенности восточно-балтийской «бесформенности» будут позже показаны в их выражении в духовной жизни. А сейчас еще несколько слов о восточной «бесформенности» в области человеческого поведения. Если восточно-балтийская бесфор-менность обусловлена беспокойной, почти никогда не находящей равновесия расовой душой, то восточная бесформенность – расовой душой, которая хочет жить спокойно и уютно, не нанося ущерба окружающим. Господин Пермандер из «Будденброков» Томаса Манна… мог бы быть хорошим примером восточного отвержения формы. Характерно, что в юмористических журналах людям, отличающимся невоспитанным поведением, всегда придают черты восточной расы . Образ «обывателя» в Германии никогда не ассоциируется с чертами нордического, динарского или западного человека. Достаточно указать на бесформенное поведение обывателя, чтобы вызвать в памяти наблюдательных людей образы людей восточного типа.
Г.Гюнтер, "Раса и стиль".
источник
Люди нордического типа могут какое-то время чувствовать себя в «бесформенном» окружении вполне хорошо. Вместо «натянутости» и «сдержанности», которые они часто встречают у себя и себя подобных, они испытывают здесь нечто, что они воспринимают как особенную «душевность» или «уют», здесь можно «расслабиться», как во время отдыха. Люди нордического типа, которые живут в нордическом окружении, называют людей тех стран, где преобладает восточный тип, «милыми» или «комичными» (не в смысле «смешными», а в смысле «своеобразными»). Выбор подобных эпитетов свидетельствует об их неспособности проникнуть в чужую душу: нордическая раса вообще не отличается этой способностью. Люди западного типа воспринимают людей восточного типа (насколько я могу судить по высказываниям итальянцев, среди которых преобладает западный тип) как неприятных и даже отталкивающих.
В Центральной и Восточной Европе у многих местных жителей восточной или восточно-балтийской расы сложилось даже более или менее «бесформенное» мнение о том, что эти части Европы отделены от Юга и Запада ландшафтами, в которых господствует «форма». Многие немцы, путешествуя по Северо-Западной и Западной Европе, начинают ощущать некую «бесформенность» у самих себя. В этих странах немцев тоже считают «бесформенными», частично по политическим мотивам, частично по искреннему убеждению. Я постоянно убеждался за границей, что немец, в котором преобладают нордические черты, обычно не воспринимается именно как немец, он не бросается в глаза. Зарубежное представление о немцах как о «бесформенных» объясняется тем, что в Северо-Западной и Западной Европе попадаются немцы без ярко выраженных нордических или западных черт. Расовое положение жителей Центральной Европы с точки зрения «формы» таково: в средиземноморских странах выражает себя придающая «форму» западная душа, в Восточном Средиземноморье к этому добавляется влияние тоже придающей «форму» ближневосточной расы . Во Франции западная форма распространилась на всю страну, в Северной Франции она взаимодействует с нордической формой, но ее влияние захватывает и области с восточным и динарским населением. В скандинавских странах господствует нордическая форма, «благородная» манера поведения наблюдается даже в низших слоях. В Англии в верхних слоях культивируется нордическое поведение, часто возводимое на уровень образца благовоспитанности, в нижних слоях взаимодействуют нордическое и западное влияние, причем заметно – в противоположность бедной нордической кровью Германии – насколько сильно со времен Чосера, с XIV века, влияет на весь народ четко сформулированный уже Чосером идеал джентльмена, подлинно нордический идеал.
Восточная и восточно-балтийская суть выделяются в нордической и западной цивилизациях своей «бесформенностью», т.е. отказом от форм, которые навязываются нордической или западной стороной или обеими вместе. Как минимум они дают себе волю в рамках этих форм.
Восточно-балтийская «бесформенность» обусловлена, прежде всего, любопытством людей восточно-балтийского типа, которое побуждает их к обстоятельному обсуждению душевных процессов, как своих собственных, так и других людей. Нордическому человеку непривычно, что восточно-балтийский человек нарушает дистанцию, он видит в этом даже некое душевное бесстыдство. Восточно-балтийские люди, которые в общении с другими переходят на все более доверительный уровень и доходят до того, что душевно раздеваются догола и указывают на детали этой наготы, которые и его собеседнику, и ему самому кажутся постыдными. Желание копаться в собственной или в чужой душе приводит к тому, что восточно-балтийская «бесфор-менность» выражается в причиняющем боль людям другого типа любопытстве, в своего рода ласковой навязчивости. К этому добавляются внезапные перемены настроения, так что поведение восточно-балтийского человека обычно производит впечатление постоянной неуравновешенности. Отсюда возможность перехода от симпатии к безудержной ненависти. Восточно-балтийский человек особенно «тяжел» при общении с другими людьми, даже с людьми собственной расы , потому что для него особенно характерна неспособность проявлять то, что называется «тактом», чувствовать пределы между вещами и в отношениях между людьми.
Особенности восточно-балтийской «бесформенности» будут позже показаны в их выражении в духовной жизни. А сейчас еще несколько слов о восточной «бесформенности» в области человеческого поведения. Если восточно-балтийская бесфор-менность обусловлена беспокойной, почти никогда не находящей равновесия расовой душой, то восточная бесформенность – расовой душой, которая хочет жить спокойно и уютно, не нанося ущерба окружающим. Господин Пермандер из «Будденброков» Томаса Манна… мог бы быть хорошим примером восточного отвержения формы. Характерно, что в юмористических журналах людям, отличающимся невоспитанным поведением, всегда придают черты восточной расы . Образ «обывателя» в Германии никогда не ассоциируется с чертами нордического, динарского или западного человека. Достаточно указать на бесформенное поведение обывателя, чтобы вызвать в памяти наблюдательных людей образы людей восточного типа.
Г.Гюнтер, "Раса и стиль".
источник