Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 26 сентября 2015 г.

какое соотношение мужчин и женщин выгодно эволюции?

"Потому что на десять девчонок, по статистике девять ребят!" - с этими словами песни Майи Кристалинской знаком каждый из нас.
К сожалению (с мужской точки зрения) или к счастью (с женской) - это все неправда. Так кого все таки рождается больше: мальчиков или девочек?

Я решил провести небольшое расследование, которое можно разделить на две части: биологическую и эволюционную. Первая часть немного скучна, но дает конкретный ответ на поставленный вопрос. Тогда как вторая часть отвечает на другой вопрос: какое соотношение мужчин и женщин выгодно эволюции?


Итак, давайте ответим на первый вопрос.
Что первое приходит в голову? Правильно, давайте взглянем на статистику! Согласно данным Росстата (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/d..) процентное соотношение мужчин и женщин в СССР/РФ на протяжении последних 90 лет порядка 46/54 соответственно (Рисунок 1). Думаю, именно об этих статистических данных пела в свое время советская эстрадная певица. Но это не совсем верно, так как в приведенной выше таблице не проведена дифференциация групп населения по возрасту, а значит очевидна корреляция между этим показателем и разницей в средней продолжительности жизни у мужчин и женщин. Согласно данным того же Росстата (Рисунок 2), процентное соотношение мужчин и женщин по возрастным группам резко меняется от 51/49 (в возрасте от 0-9) до 24/76 (старше 80). Таким образом, мальчиков до 9 лет на 1% больше чем девочек! А вот где-то к сорока динамика меняется в противоположную сторону - мальчиков уже на 1% меньше. Тогда как к 80 годам на одного мальчика приходится по 3 девочки.

Но, тяжкая доля мужского населения РФ - это вопрос для совершенно другого расследования, тогда как нас волнуют вполне определенные цифры о соотношении полов при рождении. Получается, что мальчиков рождается на 1% больше? Что это за ген такой в нас заложен и как его можно объяснить с точки зрения эволюционных механизмов?

Тут важно сразу ввести несколько терминов. Согласно Википедии, "Соотношение полов — отношение числа самцов к числу самок в раздельнополой популяции." Бывает три вида этого соотношения: первичное, вторичное и третичное.
Первичное - это соотношение полов в зиготах (если вообще так можно выразиться). Для тех, кто подзабыл школьный курс биологии объясняю: после небезопасного секса сперматозоиды самца оплодотворяют яйцеклетку самки, превращаясь в некую "сдвоенную" клетку - зиготу. Если сперматозоид нес X-хромосому, то формируется эмбрион женского пола. Если же Y-хромосому, то эмбрион мужского пола. Освежить школьные знания по биологии поможет Рисунок 3.

Так или иначе, во время слияния гамет (сперматозоидов и яйцеклеток) полученная зигота уже несет в себе половую информацию. Так вот, первичное соотношение полов как раз и говорит о том, что кол-во "мужских XY" зигот равно кол-ву "женских XX" зигот (речь обо всех оплодотворениях в данной популяции). Таким образом, первичное соотношение полов примерно 1:1.
Это довольно логично, учитывая тот факт что кол-во X-хромосомных сперматозоидов равно кол-ву Y-хромосомных.
Но не все так просто, ведь зигота - это лишь одна из начальных стадий долгого эмбрионального развития. И вот тут всплывают подводные камни: жизнеспособность мужских и женских эмбрионов на разных стадиях развития не одинакова. Хотя в течение первой недели, а также в промежутке между 28 и 35 неделями после зачатия смертность женских эмбрионов ниже мужских, в целом до финиша доходит больше мальчиков чем девочек.
Поэтому введен термин "вторичного соотношения полов" - отношение числа рожденных самцов к рожденным самкам. И вот тут природа играет с сильным полом злую шутку: в человеческих популяциях в среднем рождается 106 мальчиков против 100 девочек (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-fa..).

Некоторые ученые объясняют такой "перекос" с эволюционной точки зрения. Если говорить грубо: самцы чаще погибают, а значит их надо "штамповать" больше. Поэтому "выживаемость" у мужских эмбрионов выше. Не уверен, что на эту теорию можно смело полагаться, но она явно имеет место быть.
Как бы то ни было, статистка такова, что правильнее было бы петь: "Потому что на девять мальчишек, по статистике десять девчат".

Но тут уже возникает другой вопрос: а почему вообще соотношение полов равно примерно 1? Ведь популяция росла бы куда быстрее, если бы самцов было меньше чем самок!
Ответ на этот вопрос дал сам Чарльз Дарвин в своей книге "Происхождение видов и половой отбор", но остался неуслышанным. Затем этот же принцип изложил и дополнил Рональд Фишер в 1930 году, поэтому он и несет название "принципа Фишера". Эта эволюционная модель заключается в том, что в любой популяции гены, позволяющие рождать большее кол-во особей одного пола, будут распространяться в случае нехватки особей этого пола (Рисунок 4).
Попробуем осознать это на пальцах: если в популяции на 1 самку приходится N самцов, то последних ждет сильная конкуренция за обладание самкой. Лишь лучшие из самцов смогут оставить потомство. Представим, что один самец оставляет потомство, состоящее преимущественно из самцов, а другой - из самок. Потомство первого самца встретит большую конкуренцию и лишь немногие смогут продлить род. Потомство же второго самца (самки) будут "нарасхват", а значит гены, позволяющие рождать больше самок, увеличат свою долю в популяции. Таким образом, через n-ное кол-во поколений гендерный баланс достигнет комфортной для эволюции 1.

На этом, пожалуй, я закончу свое небольшое расследование, предлагая читателям Расовой антропологии продолжить увлекательное путешествие в мир эволюционной биологии с помощью видеолекции профессора биологических наук А.Маркова. Из нее вы узнаете, что такое фишеровское убегание, принцип гандикапа (теория Захави) и индикаторы приспособленности.




1:47:59
1 100 просмотровАлександр Марков - Гениальная, но непонятная идея Дарвина













Майя Кристалинская – Сегодня праздник у девчат
источник