Степан Степанович Лесовский и Андрей Александрович Попов

Появление двух русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско словно взрыв бомбы потрясло политиков в Лондоне и Париже, заставив их крепко призадуматься: теперь в случае начала войны с Россией на их торговых коммуникациях появилась бы целая дюжина русских аналогов «Алабамы», о «подвигах» которой они были хорошо наслышаны. А население Соединённых Штатов встретило весть о приходе военных кораблей из России с огромным энтузиазмом: появился союзник. Газеты писали о братстве двух стран, люди радостно приветствовали русских моряков на улицах Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, а власти устраивали в их честь приёмы и балы. В ноябре 1863 года часть кораблей Атлантической эскадры вошла в Потомак, и их команды посетили Вашингтон, побывали в Конгрессе, а С.С. Лесовский с командирами кораблей был принят президентом США Авраамом Линкольном. Жена Линкольна (сам президент был нездоров) и госсекретарь Сьюард посетили фрегат «Александр Невский».

В Сан-Франциско русские корабли оказались единственной защитой горожан от возможного нападения южан, поскольку у северян военного флота на Тихом океане практически не было. Хотя адмиралу А.А. Попову было строго предписано придерживаться нейтралитета в Гражданской войне и не вступать в бой с кораблями южан в открытом море и при нападении на защищающие город форты, но в случае их нападения на сам город с угрозой жизни его мирному населению разрешалось применить для защиты горожан всю мощь оружия эскадры. К счастью, этого не потребовалось. Но и без этого город очень тепло принимал русских моряков, и Попов писал 11 ноября 1863 года: «5-го числа город Сан-Франциско дал бал в знак общего расположения к России. Бал этот стоил более 15 тыс. долларов, и в летописях С.-Франциско, конечно, останется памятным надолго».

Более девяти месяцев находились русские корабли в США, побывав в разных городах восточного и западного побережья. Не только балами и приёмами было заполнено это время: моряки помогали горожанам в тушении пожаров, частых из-за множества деревянных домов, за что даже получили благодарности от муниципалитетов Аннаполиса и Сан-Франциско; офицеры эскадры Лесовского собрали деньги и передали их для благотворительных заведений Нью-Йорка. Но главную помощь гражданам США корабли оказали самим своим присутствием в американских портах: Англия и Франция в создавшихся условиях не решились открыто вступить в войну на стороне мятежных южан.

А за это время произошло много важных событий, изменивших ситуацию в мире. После битвы при Геттисберге летом 1863 года инициатива, наконец, окончательно перешла к войскам федерального правительства (северянам). В начале мая 1864 года началось наступление генерала Гранта на Центральном фронте и знаменитый «марш к морю» генерала Шермана. Поражение Конфедерации стало неизбежным.

Российская дипломатия во главе с министром иностранных дел князем А.М. Горчаковым сумела расстроить замыслы похода объединённой Европы на Россию и заставила Англию и Францию отказаться от вмешательства во внутренние русские дела, к коим тогда относился и польский вопрос. Польское восстание было подавлено к весне 1864 года. 19 июня 1864 года на рейде французского порта Шербур корабль северян «Кирсарж» (Kearsarge) уничтожил в открытом бою легендарную «Алабаму». Вскоре в одном из бразильских портов северянами была захвачена «Флорида», которая немного спустя бесславно затонула.

Опасность большой войны миновала, и 4 июня 1864 года эскадра С.С. Лесовского покинула Нью-Йорк, а 1 августа того же года из гостеприимного Сан-Франциско вышла в обратный путь и эскадра А.А. Попова.

В апреле 1865 года Гражданская война в США завершилась победой северян, что позволило Соединённым Штатам Америки стать тем, чем они являются сегодня. Поход же русских военных кораблей к берегам Северной Америки вошёл в историю как «Американская экспедиция». Каковы были судьбы её участников?

Степан Степанович Лесовский с 1866 года был несколько лет командиром Кронштадтского порта, а с 1876 года стал управляющим морским министерством, затем членом Государственного совета и командующим морскими силами России на Тихом океане.

Андрей Александрович Попов вошёл в историю как создатель русского броненосного флота. По его проектам были построены не только оригинальные круглые броненосцы «Новгород» и «Киев» (переименованный высочайшим указом в «Вице-адмирал Попов»), прозванные «поповками», но и один из лучших боевых кораблей своего времени – броненосец «Пётр Великий», а также много других кораблей.

Николай Андреевич Римский-Корсаков стал из морского офицера профессиональным музыкантом: дирижёром, профессором Петербургской консерватории, но, главное, выдающимся русским композитором. Его оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок» и многие другие известны во всём мире.

Степан Осипович Макаров стал выдающимся флотоводцем и учёным, создателем первого в мире ледокола «Ермак», автором многих трудов по морскому делу. В 1904 году во время Русско-японской войны он, командуя русской Тихоокеанской эскадрой, погиб, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине при выходе из гавани Порт-Артура. Но кроме всего прочего биографы прославленного моряка упоминают и ещё один факт из его юности, когда он на корвете «Богатырь» посетил в 1863-64 годах Америку: роман с некоей мисс Кэт из Сан-Франциско…

Когда весы находятся в равновесии, даже маленькая песчинка способна склонить их в ту или иную сторону. В 1863 году, когда на одной чаше весов истории была большая война с неисчислимыми жертвами, а на другой – мир, добрая воля России и Соединённых Штатов Америки, и дюжина небольших русских военных кораблей склонили эти весы к миру. А это, хоть и забывается, но не исчезает без следа, потому что дорогого стоит.

«Нет причин, препятствующих тому, чтобы Россия и Соединённые Штаты объединились в искреннем и прочном союзе и оказывали непреодолимое влияние на судьбы мира», – писала одна из американских газет в 1862 году. Союз двух стран в веке XIX позволил им достигнуть небывалого могущества в веке ХХ. Начался век ХХI. Что принесёт он?
 
Владимир Агте, публицист