Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 13 октября 2016 г.

Этнические феномены

Этнограф Сергей Соколовский о теории этноса Гумилева, конструктивистском подходе и выборе идентичности .


За что критикуют пассионарную теорию этногенеза Льва Гумилева? Как описывают понятие этничности примордиалистские теории? В чем особенность конструктивистского взгляда на этнические феномены? И как происходит смена национальной идентичности? Об этом рассказывает доктор исторических наук Сергей Соколовский.


Если посмотреть на историю нашей страны, то можно выделить целую группу институтов, которая работала на производство этой реальности. Это и национальная политика, и коренизация кадров. «Коренизация кадров» — это кооптация местных элит в местное управление. Языковая политика — развитие языков, создание алфавитов. Это и паспортизация с «пятым пунктом», когда каждый человек должен был выбрать свою национальность. В ситуации с множественными идентичностями она сводилась к единственной, в ситуациях конфликтующих идентичностей выбиралась одна. Списки национальностей от переписи к переписи всегда менялись в зависимости от политической ситуации и степени либерализма устроителей и организаторов этой переписи. При разных режимах были разные списки.
Люди меняют идентичность. Меняют по разным обстоятельствам. Мы легко это видим, когда оказываемся за границей — на кого мы похожи, как нас воспринимают. Я считаю, что идентичность сказывается на поведении человека. Если он ее меняет ситуативно, то, значит, идентичность ситуативна и определяется социальными институтами, которые работают в конкретном обществе. Она неуниверсальна, и есть на планете места, где она совершенно незначима. Идентичность неуниверсальна и в хронологическом отношении. Были периоды, когда она вообще не работала или работала очень слабо, вовсе не доминировала.
Идентичность складывается из взаимодействия трех больших дискурсов. Это правовой дискурс, где происходит признание или непризнание этих групп как самостоятельных единиц; политический дискурс, потому как политическая выгода или политические риски при построении категорий всегда учитываются; научный дискурс, который и создает категоризацию языков и культур.
Сергей Соколовский
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН), главный редактор журнала “Этнографическое обозрение”