Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аркти́ческая гипо́теза — гипотеза, предполагающая расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах»[1]. В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские и российские исследователи. Виктор Шнирельман отмечает, что она получила широкое распространение в околонаучных и националистических кругах России[2].
Во второй половине палеолита северную половину Евразии накрыл ледник. В самом конце палеолита он начал отступать, а с ним, соответственно, и крупные промысловые животные (мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и т. п.), а за ними, в свою очередь, стал мигрировать на север и человек. Мировое потепление началось ещё с 12 тысячелетия до н. э. и продолжалось до 10-9 тысячелетия до н. э. Итак, к началу мезолита человек расселился по всей Евразии до берега Северного Ледовитого океана. Затем, в течение 2 тысяч лет, климат был немного прохладнее. После этого начался период интенсивного и очень существенного потепления — бореал (7,5 — 5,4 тыс. до н. э.). В этот период границы лесной зоны достигали берега Северного Ледовитого океана[3]. Поэтому в это время имели место достаточно благоприятные условия для развития культуры.
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях[5].
Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский отмечают, что мифологемы, связанные с севером, северной страной, скорее всего появились у ариев на их прародине при контактах с северными финно-угорскими соседями[6].
Известный топонимист, доктор химических наук, А. Л. Шилов подверг критике А. В. Кузнецова и С. В. Жарникову за использование санскрита при расшифровке севернорусских топонимов, причём не только неясного происхождения, но и имеющие, по его мнению, вполне прозрачную прибалтийско-финскую или саамскую этимологию. Например, Гангозеро — ср. карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»; ручей Сагарев — от карел. и вепс. sagaru «выдра»[7].
Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
↑ Шнирельман В. А. Мифы современного расизма в РФ — Аналитический Доклад Московского бюро по правам человека
↑ Волкова В. С., Бахарева В. А., Левина Т. П. Растительность и климат голоцена Западной Сибири // Палеоклиматы позднеледниковья и голоцена. — М.: Наука, 1989. — С. 90-96.
Аркти́ческая гипо́теза — гипотеза, предполагающая расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах»[1]. В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские и российские исследователи. Виктор Шнирельман отмечает, что она получила широкое распространение в околонаучных и националистических кругах России[2].
Содержание
Историко-климатическая ситуация
Судя по всему, человек[уточнить] появился на севере Евразии довольно рано, ещё в эпоху палеолита. Об этом, например, свидетельствуют находки Дирингской культуры (Якутия). Однако датируется эта культура разными исследователями по-разному, причём разброс в датировках достигает внушительных размеров: в разных источниках возраст дирингских находок оценивается цифрами от 1,8 млн до 250 тыс. лет. Возможное излишнее удревнение датировок этой культуры даёт повод для спекуляций на тему о внетропическом происхождении человека.Во второй половине палеолита северную половину Евразии накрыл ледник. В самом конце палеолита он начал отступать, а с ним, соответственно, и крупные промысловые животные (мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и т. п.), а за ними, в свою очередь, стал мигрировать на север и человек. Мировое потепление началось ещё с 12 тысячелетия до н. э. и продолжалось до 10-9 тысячелетия до н. э. Итак, к началу мезолита человек расселился по всей Евразии до берега Северного Ледовитого океана. Затем, в течение 2 тысяч лет, климат был немного прохладнее. После этого начался период интенсивного и очень существенного потепления — бореал (7,5 — 5,4 тыс. до н. э.). В этот период границы лесной зоны достигали берега Северного Ледовитого океана[3]. Поэтому в это время имели место достаточно благоприятные условия для развития культуры.
Литературные аргументы
Индийский националист Б. Г. Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах»[1] (1903) пытается доказать, что тексты Вед и Упанишад свидетельствуют об арктической прародине ариев. Он пишет:В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.В «Тайттирия-брахмане» (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) год сравнивается с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год[4].
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе.
«На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли»[4].
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях[5].
Критика гипотезы
Слабым местом данной гипотезы является практически полное отсутствие возможности связать её с какой-либо археологической культурой.Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский отмечают, что мифологемы, связанные с севером, северной страной, скорее всего появились у ариев на их прародине при контактах с северными финно-угорскими соседями[6].
Известный топонимист, доктор химических наук, А. Л. Шилов подверг критике А. В. Кузнецова и С. В. Жарникову за использование санскрита при расшифровке севернорусских топонимов, причём не только неясного происхождения, но и имеющие, по его мнению, вполне прозрачную прибалтийско-финскую или саамскую этимологию. Например, Гангозеро — ср. карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»; ручей Сагарев — от карел. и вепс. sagaru «выдра»[7].
Сторонники гипотезы
- Б. Г. Тилак — индийский националист, один из лидеров движения за независимость;
- Н. Р. Гусева — индолог и этнограф, доктор исторических наук, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, автор свыше 150 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев;
- В. Н. Дёмин — писатель, доктор философских наук, член Союза писателей России, организатор любительских экспедиций на Кольский полуостров, автор более 100 работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, среди которых 20 книг;
- С. В. Жарникова — историк, этнограф, кандидат исторических наук, член Международного клуба учёных;
- Г. Н. Базлов — историк, этнолог, кандидат исторических наук, член правления Российского фольклорного союза.
См. также
Примечания
- Глава IV. Ночь богов // Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
- ↑ Глава V. Ведические зори // Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
- ↑ Бонгард-Левин, Грантовский, 1974.
- ↑ Шилов А. Л. К стратификации дорусской топонимии Карелии // Вопросы языкознания. 1999. № 6.
Литература
- Bryant, Edwin & Laurie L. Patton (2005), The Indo-Aryan controversy: evidence and inference in Indian history, Routledge, ISBN 0700714626
Критика
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история.. — М.: Мысль, 1974. — 206 с.
- Шнирельман В. А. «Светлые арийцы» и «посланцы темных сил»: заметки об особенностях современной антисемитской и расистской пропаганды
- Чубур А. А. Каменный век Восточной Европы в кривом зеркале российской лженауки
Материалы сторонников
- Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой. М.: Фаир-Пресс, 2001. 525 с.
- Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. 160 с.
- Жарникова С. Мы кто в этой старой Европе? // Наука и жизнь. 1997. № 5.
- Список статей по арктической теории
|