Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

четверг, 1 декабря 2016 г.

Арктическая гипотеза

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Аркти́ческая гипо́теза
 — гипотеза, предполагающая расположение прародины индоевропейцев (или ариев) в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах»[1]. В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские и российские исследователи. Виктор Шнирельман отмечает, что она получила широкое распространение в околонаучных и националистических кругах России[2].


Содержание


Историко-климатическая ситуация

Судя по всему, человек[уточнить] появился на севере Евразии довольно рано, ещё в эпоху палеолита. Об этом, например, свидетельствуют находки Дирингской культуры (Якутия). Однако датируется эта культура разными исследователями по-разному, причём разброс в датировках достигает внушительных размеров: в разных источниках возраст дирингских находок оценивается цифрами от 1,8 млн до 250 тыс. лет. Возможное излишнее удревнение датировок этой культуры даёт повод для спекуляций на тему о внетропическом происхождении человека.
Во второй половине палеолита северную половину Евразии накрыл ледник. В самом конце палеолита он начал отступать, а с ним, соответственно, и крупные промысловые животные (мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и т. п.), а за ними, в свою очередь, стал мигрировать на север и человек. Мировое потепление началось ещё с 12 тысячелетия до н. э. и продолжалось до 10-9 тысячелетия до н. э. Итак, к началу мезолита человек расселился по всей Евразии до берега Северного Ледовитого океана. Затем, в течение 2 тысяч лет, климат был немного прохладнее. После этого начался период интенсивного и очень существенного потепления — бореал (7,5 — 5,4 тыс. до н. э.). В этот период границы лесной зоны достигали берега Северного Ледовитого океана[3]. Поэтому в это время имели место достаточно благоприятные условия для развития культуры.

Литературные аргументы

Индийский националист Б. Г. Тилак в своей книге «Арктическая родина в Ведах»[1] (1903) пытается доказать, что тексты Вед и Упанишад свидетельствуют об арктической прародине ариев. Он пишет:

В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе.
«На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли»[4].
В «Тайттирия-брахмане» (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) год сравнивается с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год[4].
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях[5].

Критика гипотезы

Слабым местом данной гипотезы является практически полное отсутствие возможности связать её с какой-либо археологической культурой.
Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский отмечают, что мифологемы, связанные с севером, северной страной, скорее всего появились у ариев на их прародине при контактах с северными финно-угорскими соседями[6].
Известный топонимист, доктор химических наук, А. Л. Шилов подверг критике А. В. Кузнецова и С. В. Жарникову за использование санскрита при расшифровке севернорусских топонимов, причём не только неясного происхождения, но и имеющие, по его мнению, вполне прозрачную прибалтийско-финскую или саамскую этимологию. Например, Гангозеро — ср. карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»; ручей Сагарев — от карел. и вепс. sagaru «выдра»[7].

Сторонники гипотезы

  • Б. Г. Тилак — индийский националист, один из лидеров движения за независимость;
  • Н. Р. Гусева — индолог и этнограф, доктор исторических наук, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, автор свыше 150 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев;
  • В. Н. Дёмин — писатель, доктор философских наук, член Союза писателей России, организатор любительских экспедиций на Кольский полуостров, автор более 100 работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, среди которых 20 книг;
  • С. В. Жарникова — историк, этнограф, кандидат исторических наук, член Международного клуба учёных;
  • Г. Н. Базлов — историк, этнолог, кандидат исторических наук, член правления Российского фольклорного союза.

См. также


Примечания













  • Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
  • Шнирельман В. А. Мифы современного расизма в РФ — Аналитический Доклад Московского бюро по правам человека
  • Волкова В. С., Бахарева В. А., Левина Т. П. Растительность и климат голоцена Западной Сибири // Палеоклиматы позднеледниковья и голоцена. — М.: Наука, 1989. — С. 90-96.


    1. Глава IV. Ночь богов // Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
    2. Глава V. Ведические зори // Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах
    3. Бонгард-Левин, Грантовский, 1974.
    4. Шилов А. Л. К стратификации дорусской топонимии Карелии // Вопросы языкознания. 1999. № 6.

    Литература

    Критика

    Материалы сторонников