Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 21 ноября 2016 г.

Почему человеку необходимо самоутверждаться?

Психолог Наталья Харламенкова о самоутверждении за счет других, психоаналитике Альфреде Адлере и конструктивных способах превосходства


В обыденной речи, обыденном сознании «самоутверждение» часто связывают с негативными чертами характера, с поведением, направленным на унижение другого человека. Известный психоаналитик Альфред Адлер называл такое самоутверждение личным и считал, что в этом случае повышение ценности Я, самооценки того, кто самоутверждается, происходит путем обесценивания личности Другого, то есть того, на ком самоутверждаются.
Действительно, можно встретить немало случаев, когда человека прилюдно высмеивают, оскорбляют, унижают, причем вовсе не с целью его воспитания, а для достижения чувства собственной значимости. Объектом унижения обычно становятся люди, склонные к принятию на себя роли жертвы. Например, известно, что дети, пережившие в детстве ситуацию физического или эмоционального насилия, став взрослыми, продолжают нести на себе эту печать страдальца, тем самым, часто сами того не осознавая, провоцируют других людей, склонных к агрессии, на жестокое обращение с ними.
Самоутверждение не исчерпывается только личным превосходством над другими. Так, согласно Адлеру, человек способен не только к личному, но и к конструктивному самоутверждению, то есть к превосходству над самим собой. Задавая вопрос о том, почему человеку необходимо самоутверждаться, мы, прежде всего, связываем эту необходимость с конструктивным превосходством, со стремлением человека расти над самим собой. Однако это не просто развитие, изменение, личностный рост, когда человек меняется ради самого изменения, — это осмысленное изменение, по мере которого человек ощущает свою значимость, укрепляет свое Я, расширяет свои возможности, получает новый жизненный опыт.
В психологии встречается немало парадоксов. Один из них состоит в том, что чем в большей степени человек утверждает свою личность, обращаясь к конструктивным способам превосходства, тем в большей степени он ценит других и дорожит общением с ними (личным, профессиональным, семейным и др.). Иными словами, самоутверждение не препятствует развитию у человека социального чувства и даже способствует его укреплению. Почему это именно так? Дело в том, что конструктивное самоутверждение личности связано постижением человеком себя и своих возможностей и с таким же отношением не только к себе, но и к другим людям. В этом случае Я одного человека становится равноценным Я другого человека, других людей, благодаря общению с которыми мы получаем так называемое «отраженное» мнение о себе. Таким образом, необходимость самоутверждения обусловлена стремлением человека к самораскрытию, к постижению себя, в том числе и благодаря открытому взаимодействию с социумом.
Известно, однако, что различные обстоятельства жизни могут помешать этому. Так, трудные жизненные ситуации, потери и неудачи, а в большей степени неожиданные и травмирующие психику стрессоры могут сделать человека уязвимым и снизить его потребность в самораскрытии и самоутверждении. Личность человека «кристаллизуется», и потенциал развития становится очень ограниченным. Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, человек перестает ощущать себя как такого, кто живет в свое время и находится в своем месте, перестает чувствовать суверенность своего психологического пространства, ведь такое ощущение возникает только в ходе поступательного развития личности и постоянного утверждения ценности своего Я. Происходит как бы отставание человека от прежнего темпа жизни, нарушаются границы психологического пространства. Вместо того чтобы смотреть на себя через призму отношений с другими людьми, человек начинает некритично приписывать себе оценки окружающих, перестает быть самим собой.
Конструктивное самоутверждение создает условия для раскрытия и подтверждения ценности своего Я как сопричастной ценностям других людей, но не сводимой к ним. Самоутверждение человека — это его путь к себе длиною в жизнь, который переплетается и пересекается с жизненными путями других людей, но который никогда не сливается с ними абсолютно и не останавливается на полпути.
Наталья Харламенкова
доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН, заведующая кафедрой психологии личности ГАУГН