Историк Александр Марей об уравнивающей справедливости, понятии полиса и природе рабства
Какое
определение справедливости дается в философии Аристотеля? Какие два
типа справедливости описывает философ? И какова концепция рабства в
философии Аристотеля? Об этом рассказывает кандидат юридических наук
Александр Марей.
Первый тип справедливости Аристотель уподобляет арифметическому равенству и говорит, что уравнивающая справедливость, которая может быть передана фразой «равным за равное», действует в гражданско-правовых вопросах (мена, купля-продажа, заклад, залог, обещание, подарок и так далее) или в уголовно-правовых вопросах, то есть перед лицом совершенного преступления все оказываются равны.
Самый низкий уровень общения — общение «биологическое». Это семья. Человек для Аристотеля — половозрелый мужчина. Он объединяется с женщиной для создания семьи, заводит рабов для обеспечения хозяйства. Когда вы обеспечили первичные потребности, возникает необходимость в следующей стадии общения — общение ради безопасности. У семьи есть имущество, но защищать его, свою жизнь очень сложно. Хотя, по Аристотелю, люди по своей природе дружелюбны, но защищать семью от внешнего мира трудно. И семья стремится к общению, сливаясь в поселение.
Полис, по словам Аристотеля, предшествует человеку. Что он имеет в виду, говоря эти слова? Разумеется, не то, что полис возникает раньше человека. Мы знаем, что сначала появляется человек, потом семья, поселение и полис. Но сущностно полис — это целое, а человек — часть.