Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 22 декабря 2016 г.

Политическая философия Цицерона

Историк Александр Марей о консерватизме, понятии «res publica» и теории смешанных форм правления

Какое значение имеет философия Цицерона в истории политической мысли? Какое определение понятию res publica дает Цицерон? В чем суть теории смешанных форм правления, которую развивал философ? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Александр Марей.
Политическая мысль Марка Туллия Цицерона, по мнению достаточно большого количества исследователей, не отличалась новаторством, но, наоборот, эклектичностью, и в этом его потрясающее положительное значение. Цицерон — консерватор. Его философия дает нам картину типичной политической мысли республиканского Рима. Других политических теоретиков Древнего Рима мы практически не знаем.

Цицерон говорит о res publica не как о государстве (я обращусь к переводу res publica Александром Николаевичем Радищевым в конце XVIII века), а скорее как об обществе. Об обществе не в том понимании, которое знаем мы. Цицерон говорит не о некоторой объективной совокупности людей, а об обществе общения, о том, что «общит» людей, заставляя их общаться друг с другом, о состоянии людей в обществе. В связи с этим пониманием крайне характерны рассуждения Цицерона о формах правления, которые в противном случае, если бы мы говорили о стандартном государстве, просто бы теряли всякий смысл, превращаясь в тавтологию.
Идеальная форма правления для res publica — смешанная. В основе лежит полития. Два консула, олицетворяющие собой монархическое начало, Сенат, олицетворяющий собой оптиматов, то есть аристократию, и народное собрание, которое в этой триаде дает нам демократическую основу. Идея смешанного правления, которую развил Полибий и углубил Цицерон, будет многократно заимствоваться.
Александр Марей
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии ИГИТИ ВШЭ , доцент кафедры практической философии факультета философии ВШЭ