Историк Александр Марей о консерватизме, понятии «res publica» и теории смешанных форм правления
Какое значение имеет философия Цицерона в истории политической мысли? Какое определение понятию res publica
дает Цицерон? В чем суть теории смешанных форм правления, которую
развивал философ? Об этом рассказывает кандидат юридических наук
Александр Марей.
Политическая мысль Марка Туллия Цицерона, по мнению достаточно большого количества исследователей, не отличалась новаторством, но, наоборот, эклектичностью, и в этом его потрясающее положительное значение. Цицерон — консерватор. Его философия дает нам картину типичной политической мысли республиканского Рима. Других политических теоретиков Древнего Рима мы практически не знаем.
Цицерон говорит о res publica не как о государстве (я обращусь к переводу res publica Александром Николаевичем Радищевым в конце XVIII века), а скорее как об обществе. Об обществе не в том понимании, которое знаем мы. Цицерон говорит не о некоторой объективной совокупности людей, а об обществе общения, о том, что «общит» людей, заставляя их общаться друг с другом, о состоянии людей в обществе. В связи с этим пониманием крайне характерны рассуждения Цицерона о формах правления, которые в противном случае, если бы мы говорили о стандартном государстве, просто бы теряли всякий смысл, превращаясь в тавтологию.
Идеальная форма правления для res publica — смешанная. В основе лежит полития. Два консула, олицетворяющие собой монархическое начало, Сенат, олицетворяющий собой оптиматов, то есть аристократию, и народное собрание, которое в этой триаде дает нам демократическую основу. Идея смешанного правления, которую развил Полибий и углубил Цицерон, будет многократно заимствоваться.