Философ Дэвид Чалмерс о панпсихизме, проблеме комбинации и соотношении науки и философии
Откуда берутся
наши субъективные переживания? Как соотносятся наука и философия в
рамках сознания? Почему некоторые проблемы сознания легкие, а другие
трудные? На эти и другие вопросы ответил профессор философии
Австралийского национального университета в рамках проекта Serious Science, созданного командой ПостНауки.
Трудная проблема сознания — это проблема того, как физические процессы в мозге вызывают субъективные переживания. Если посмотрите на мозг со стороны, вы увидите, что эта необыкновенная машина — орган, состоящий из 84 млрд нейронов, которые зажигаются синхронно друг с другом. Когда мои глаза наблюдают визуальные данные, фотоны достигают моих глаз и отправляют сигналы, поднимающиеся по оптическому нерву в заднюю часть мозга. Он отправляет нейронные вспышки, которые распространяются по всему моему мозгу, и я начинаю действовать. Снаружи я выгляжу как сложно устроенный механизм, как робот.
Трудная проблема — это проблема того, как все эти процессы вызывают субъективные переживания. Примечательно, что это не проблема объективных механизмов, как, например, поведение, которое управляется мозгом. Можно рассказать полную историю об объективных механизмах в мозге, зажигающихся нейронах, поведении и объяснении всех этих функций: бодрствования, чувствительности, распознавания, наблюдения. И все же остается вопрос: почему все это ассоциируется с субъективным переживанием?
Сознание фактически присутствует на фундаментальном уровне внутри мозга и внутри всех физических процессов. Это традиционный философский взгляд, который называется панпсихизм. Он утверждает, что все элементы сознания на базовом уровне поддаются законам физики. Это красивый, унифицированный и привлекательный взгляд на мир, где сознание и физические механизмы интегрированы повсеместно.Источник: Serious Science
Дэвид Чалмерс
Professor of Philosophy, New York University; Director of the Centre for Consciousness, Australian National University