Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

четверг, 3 мая 2012 г.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии часть 36


В днепро-донецкой культуре особый интерес представ­ляет палеоантропологический материал из Васильевки II, где более отчетливо, чем в любой другой серии черепов на­селения днепро-донецкой культуры, выявляется неоднород­ный антропологический состав. У мужских черепов из Васи­льевки II - достаточно специализированная форма, сроднивосточному расовому стволу [Алексеева, 1997].
И.И. Гохман выявил два краниологических варианта -долихокранный и мезобрахикранный [Гохман, 1966а] - и предположил возможность формирования мезобрахикранного варианта в результате метисации долихокранного ев­ропеоидногонаселения с брахикранным монголоидным компонентом (возможно, автохтонами этих мест - «неандер­тальцами»), скорее всего, носителями гаплогруппы N, мигри­ровавшими из Восточной Сибири, Китая, Монголии, если эти времена не превышают 8000 лет назад. Именно наследием древних черт, присущих некоторым верхнепалеолитическим популяциям, И.И. Гохман объяснил плосколицесть мезобра-хикранного варианта из Васильевки II [Гохман, 1958].
Между тем, «преобладающим, собственно днепро-донецким компонентом является долихокранный европеоидный краниологический вариант, который и должен быть связан с верхнепалеолитическим населением Европы. Мезобрахи­кранный вариант в составе днепро-донецких племен вы­глядит как инородный, аналогии которому отсутствуют у верхнепалеолитического населения Европы... Исконным антропологическим типом днепро-донецких племён, не­сомненно, является долихокранная европеоидная морфо­логическая форма, которая представлена наиболее ран­ними погребениями Ясиноватки (яма А)» [Алексеева, 1997].

Таким образом, днепро-донецкую культуру сложили евро­пеоиды, после чего к ним примешались племена носителей  гаплогруппы N. Сказанное подтверждают и данные из могиль­ника Ясиноватка, который (как и Васильевка II) является на­иболее древним среди других могильников днепро-донецкой культуры. Причём, содержащиеся в нём погребения неоднов­ременны и разделены периодом в 500 лет (период А и В).

Исследуя данные из Ясиноватки, И.Д. Потехина [Потехина, 1988] у черепов из более древних погребений выделила два разных антропологических типа. Важным представляется то обстоятельство, что различие в антропологических ти­пах связано с половой принадлежностью погребённых:

  • Мужские черепа - европеоидные - обладают очень крупным продольным диаметром (198,5 мм), выражен­ной долихокранией (70,5), широким (147,5 мм) и резко профилированным в горизонтальном сечении лицом.

  • Женские черепа - «неандерталоидные» - характе­ризуются небольшим продольным диаметром (176,5 мм), выраженной мезокранией и узким лбом [Потехи­на, 1988].

Мы видим почти библейский сюжет: пришли сыны божьи и стали брать в жёны дочерей человеческих. Днепро-донецкая археологическая культура была распространена с кон­ца 5-го до середины 3-го тыс. до н.э. в Поднепровье и на Северском Донце. То есть и по времени подходит под би­блейские события. Это, конечно, полушуточное замечание, но то, что мужчины и женщины различались антропологи­чески - это установленный факт. Видимо, отчасти поэтому результаты, основанные на изучении Y-хромосомы (мужские линии) и митохондриальных ДНК (женские линии) приводят, как правило, к различным выводам в отношении как геогра­фии передвижений, так и их времён.В настоящей книге мы практически не расматриваем передвижения мтДНК, так как при этом объём материала возрос бы как минимум вдвое.

Во втором периоде различия между двумя антропологи­ческими типами сохраняются, но выраженно мезокранный антропологический вариант второго, наряду с резко долихо-кранным, представлен не только женскими, но и мужскими черепами. Очевидно, процесс метисации, имевший место в  среде днепро-донецких племён в результате их контакта с инородными популяциями, уже не может вызвать сомне­ний [Алексеева, 1997].

Т.И. Алексеева делает вывод, что «прослеживающуюся у племён днепро-донецкой культуры тенденцию к ослабле­нию горизонтального профиля лица нет никаких оснований связывать с наследием палеоевропеоидности. Брахикрания в сочетании с очень широким и плоским лицом, выяв­ляемая в лесной зоне Восточной Европы и представленная в серии черепов из Васильевки II в виде мезобрахикранного компонента, имеет восточное происхождение. Подобная морфологическая форма в эпоху камня не характерна для популяций остальной части Европы» [Алексеева, 1997].

Таким образом, среди племён днепро-донецкой культуры мы имеем первый акт вторжения монголоидных пришельцев гаплогруппы N восточного происхождения на территории, исконно заселённые европеоидами.

Антропологически контакт европеоидов с пришлыми мон­голоидами связывается уже с начальным периодом сущест­вования днепро-донецкой культуры, который соотносится с концом 5-го - началом 4-го тыс. до н.э. [Телегин, 1988]. Т.И. Алексеева предлагает появление брахикранного компонента у днепро-донецких племён связать с контактом этих племён с популяциями культуры ямочно-гребенчатой керамики [Алексеева, 1997]. На то же указывает и археолог В.И. Не­йрина, утверждая, что «о культурном смыкании раннего этапа неолита ямочно-гребенчатой керамики с ранней днепро-донецкой культурой имеется значительное коли­чество археологических фактов» [Неприна, 1976, с. 48]. То есть, племена гаплогруппы N в те времена достигали днепро-донецкого региона.

Есть и другое объяснение этих наблюдений. Конец 5-го -начало 4-го тысячелетия до н.э., то есть примерно 6 тысяч лет назад отмечены передвижениями по Русской равнине носителей гаплогруппы R1b. Время жизни общего предка этой гаплогруппы среди этнических русских - 6775±830 лет назад [Klyosov, 2009Ь]. Это - предположительно курганная  культура в своём продвижении на юго-запад Русской равни­ны, в причерноморские степи. Исход рода R1b состоялся из мест его образования - Южной Сибири или Средней Азии примерно 16 тысяч лет назад.

Один из наиболее важных выводов, сделанных антропо­логом Т.И. Алексеевой, состоит в том, что:
  1. «Выраженная долихокрания является изначаль­ной древнеевропеоидной морфологической осо­бенностью мезолитического и ранненеолитического населения Европы.
  2. Выявляющаяся в пределах этой долихокранной формы мезокрания, а, тем более, брахикрания, яв­ляется указанием на происходившее смешение раз­ных по происхождению (первоначально террито­риально отдалённых) популяций» [Алексеева, 1997].
Подробно исследуя весь комплекс антропологического материала эпохи мезолита и неолита Русской равнины и Европы, антрополог Т.И. Алексеева приходит к важному вы­воду, что «выраженно долихокранный антропологиче­ский тип племён днепро-донецкой культуры следует считать изначальной европеоидной морфологической формой» [Алексеева, 1997]. При этом она относит эту долихокранную морфологическую форму к североевропеоидной формации, а также выделяет в эпохе мезолита-неолита Ев­ропы две североевропеоидные модификации:
  1. Долихокранная морфологическая форма с шириной лица 136 - 142 мм - в мезолите распространена до­вольно широко: на Украине, в Прибалтике и в Средней Европе; известна также и на северо-западе Франции (Гоедик) и севере Италии (Сан Теодора).В неолите её ареал сужается и как бы оттесняется на север. Европе­оидные долихокранные формы этого периода со среднешироким лицом представлены у племён варварской культуры Прибалтики, культуры воронковидных кубков Польши и Средний Стог на Украине.
  2. Крайне массивная европеоидная долихокранная мор­фологическая форма с очень широким лицом (144 ­- 150 мм), как бы разъединена на два крыла. Она пред­ставлена мезолитическим населением в Крыму и ранненеолитическим населением днепро-донецкой культуры на Украине, а также мезолитическим и ран­ненеолитическим населением Дании и Швеции [Алек­сеева, 1997].

В антропологическом отношении лесная зона Восточной Европы по отношению к названным территориям представ­ляет собой резкий контраст. Здесь явно преобладают наход­ки, характеризующиеся мезо- и брахикранией, что позволяет рассматривать эту территорию Восточной Европы как зону интенсивного смешения.
Антропологические данные с Южного Оленьего острова имеют радиоуглеродную датировку 6-м тыс. до н.э. [Мамоно­ва, 1989]. Они охватывают период в 700 лет.
Ближайшая аналогия долихокранному европеоидному антропологическому типу оленеостровцев (группа III) выяв­ляется в мезолитическом долихокранном населении Латвии (могильник Звейниеки). Комплекс признаков с выраженной мезокранией, с очень широким, плоским лицом и слабо вы­ступающим носом полностью повторяет антропологический тип черепов из Сахтыша II (погр. 19, 20). Антропологический тип, представленный черепами группы II, несколько своео­бразен. По уплощенности лица он не уступает черепам из группы I, но существенно отличается меньшими размерами поперечного диаметра черепа и ширины носа.В реальности существования этого, вероятно, метисного антропологиче­ского типа нет оснований сомневаться.
Палеоантропологическими находками аналогичный (гра-цильный) комплекс признаков неоднократно засвидетель­ствован в лесной зоне Восточной Европы. Он представлен мезокранными мезолитическими черепами могильника Звейниеки, неолитическими женскими черепами из Караваихи, Модлона и других мест. Имеются и более далекие аналоги - на территории Восточной Сибири. Аналогичный комплекс признаков присутствует у неолитических и эне-олитических черепов Забайкалья и у черепов глазковского  периода из могильника Фофаново.В целом этот грацильный антропологический тип напоминает (с поправкой на время) протолапоноидный антропологический тип.В том виде, как он представлен черепами Оленеостровского могильни­ка, его следует считать метисным с наличием европеоидно­го компонента, выявленного в группе III. Однако основной, восточный компонент у него мог быть иным, чем в группе I. Окончательное решение этого вопроса зависит от накопле­ния новых палеоантропологических находок.

Осуществленный Т.И. Алексеевой анализ мезолитическо­го и неолитического палеоантропологического материала позволил ей сделать один основной вывод:

  1. «Самобытный комплекс признаков - брахикрания (или выраженная мезокрания), обусловленная очень большим поперечным диаметром черепа и сопрово­ждающаяся очень широким, плоским лицом со слабо выступающим носом - у населения Восточной Европы выявлен трижды:

  1. у мезолитического населения на Южном Оленьем острове,

  2. у племён культуры ямочно-гребенчатой керамики и

  3. у населения днепро-донецкой культуры.

  4. Этот антропологический тип на территории Европы является инородным, не имеющим ниче­го общего с основными антропологическими ти­пами этой территории.

  5. Бесспорные аналогии этой морфологической форме выявляются в Восточной Сибири» [Алек­сеева, 1997].

28. Дальние миграции европеоидов в эпоху неолита (7-3 тыс. до н.э.)
Рессетинская культура европеоидов, распространённая на территории Русской равнины в 11 - 9-ом тыс. до н.э., а также сменившие её песочноровская и иеневская (10-6 тыс. до н.э.) культуры окрестностей современной Москвы, стали основой становления земледельческого общества во­обще и проторусов (неоантропов), в частности.
По данным антрополога СИ. Бунака, население планеты к концу 7-го тыс. до н.э. составляло около 10-ти миллионов человек. По нашим оценкам [Тюняев, 2008d], на Русской рав­нине численность населения к 7-ому тыс. до н.э. достигла 4,7 миллионов человек.
Отметим обширное рассредоточение культур неандер­тальского населения различных его видов по территориям Ев­разии и Африки с особой концентрацией в пределах Европы.
В связи с этим расчётные 4,7 миллионов человек в 7-ом тыс. до н.э. приходились на долю неоантропов Русской рав­нины, а оставшиеся 5,3 миллиона человек - на долю всех остальных людей, распространённых по всему миру. По­следняя цифра объединяет представителей финно-угорско­го, кавказского, синитического, семитического и негроидного типов. Корреляция этих цифр усматривается и в современ­ности - в виде процентного соотношения носителей т.н. ин­доевропейского языка (ок. 47%) и всех остальных семей язы­ков (ок. 53%).
Цифры численности населения нами приведены не слу­чайно: 4,7 миллиона неоантропов, сконцентрированных к 7-ому тыс. до н.э. на территориях Русской равнины, под дав­лением факторов перенаселённости должны были прибег­нуть к миграциям в другие регионы Евразии и области сосед­них континентов. Эти миграции археологически установлены  и отмечены не только изменением культурного слоя соответ­ствующих археологических культур, но и обнаружением на новых территориях антропологических данных, свидетельст­вующих о присутствии человека нового типа - европеоидов.

Именно к указанному времени - 7 - 6 тыс. до н.э. - от­носится обширное археологическое явление, затронувшее практически все области Евразии, а также районы Египта, пригодные для осуществления земледелия.В специальной литературе это явление получило название «культуры кра­шеной (расписной)керамики».
Культуры крашеной (расписной) керамики существова­ли в эпоху позднего неолита и энеолита. Общими признаками культур крашеной керамики были: господство мотыжного зем­леделия, сочетавшегося со скотоводством, рыболовством, охотой; появление медных орудий при значительном прео­бладании кремнёвых; большие, обычно глинобитные, дома; глиняные женские статуэтки. Распространение статуэток сопровождает расселение людей с территорий Русской рав­нины в другие области Евразии и Северной Африки.
Распространение культур крашеной керамики совпадает с распространением почв, пригодных для земледелия, - в Египте, Месопотамии, на территории Украины, в Молдавии (трипольская культура), Румынии, Болгарии, Греции, Югос­лавии, на Кавказе, в Иране (Сиалк), в Средней Азии (Анау, Намазга-Тепе), Индии, Китае (Яншао) [Массон, 1964; Пассек, 1961; Watson, 1960].
Видимо, введённые в заблуждение необычайной величи­ной географического охвата, некоторые исследователи ут­верждают, что культуры крашеной керамики созданы различ­ными племенами. При этом они, очевидно, предполагают, что в Китае культуру крашеной керамики создали монголои­ды-китайцы, в Египте - негроиды-египтяне, в Молдавии - угро-финны молдаване, в Месопотамии - кавказоиды-семиты, а на территории Русской равнины - неизвестные племена.
Обнаруженные археологические и антропологические данные вскрывают сущность этого заблуждения. Согласно всему комплексу археологических данных, все культуры кращеной керамики были созданы европеоидным типом чело­века (неоантропами).


28.1. Месопотамские культуры европеоидов

Первыми культурами, созданными европеоидами-неоан­тропами за пределами Русской равнины и Европы, были ар­хеологические культуры Месопотамии.

Но сначала следует особо отметить: считается, что до прихода европеоидов-неоантропов Месопотамия была не населена - по крайней мере, ещё не открыто археологиче­ских культур неоантропов, датированных ранее 7-го тыс. до н.э. Но с другой стороны, наука утверждает, что пришедшие племена европеоидов шумеров смешались с некими автох­тонами этих мест.

Первый этап освоения просторов Месопотамии европе­оидными племенами приурочен к 7 - 6-ому тыс. до н.э. (это также и дата распада единства индоевропейского языка [Тю­няев, 2007а], хотя другие лингвисты начало распада индоев­ропейского языка часто относят на 2 - 3 тысячи лет позже, то есть ко времени к 6000 лет назад; действительно, в то время род R1a1, который 3500 лет назад принёс в Индию свой ев­ропейский язык, начал активно расходиться по Евразии).

Кроме этого, районам Месопотамии лингвисты приписы­вают зарождение сразу нескольких языковых семьей - сино-кавказской, афразийской, индоевропейской. И датируют это зарождение временем 12 -10 тыс. до н.э., то есть временем, когда, как мы указали, Месопотамия ещё не была населена неоантропами, но уже имела неких автохтонов. Сдесь следу­ет отметить, что по уже устоявшейся точке зрения ДНК-гене­алогии, не только в указанные даты Северная Месопотамия уже была местом сосредоточения ряда племён, принадле­жащих различным гаплогруппам, но и ещё 40 - 35 тысяч лет назад. Неважно, как стадиально их называть - «неандер­тальцами», архантропами, неоантропами или людьми (соб­ственно, все они относились к типу Homo в любом случае, значит, были людьми), но это были наши прямые предки.

И они определённо говорили на своих языках, или на не­коем своём языке. Этот язык должен иметь какое-то назва­ние - путь это будет «ностратический», «бореальный», или язык под названием «бабилон», если первые два названия зарезервированы под нечто, чему нет места 40 - 35 тысяч лет тому назад в Северной Месопотамии, это же Западный Азербайджан или Западный Иран.

К этому можно дать несколько соображений - сначала с точки зрения антропологии, затем - ДНК-генеалогии:
  1. Автохтоны в Месопотамии, естественно, существова­ли и до 7-го тыс. до н.э. Это были племена кавказоидов - носителей языков сино-кавказской семьи, стоян­ки которых науке известны;
  2. Европеоидов, носителей языков т.н. индоевропейской семьи, в пределах Месопотамии не было до 7-го тыс. до н.э., поскольку ВСЁ европеоидное население Зем­ли к этому времени было сконцентрировано исключи­тельно на территории Русской равнины, в Европе и в Азии (Прибайкалье), причём все они были выходцами с Русской равнины.
А вот мнение ДНК-генеалогии на этот: 1. 7 тысяч лет до н.э. в Северной Месопотамии, несом-нено жили люди, относящиеся к разным племенам и разным гаплогруппам. Это уже было намного позже периода 40 - 35 тысяч лет назад, когда первые племе­на, тогда имевшие только сводные гаплогруппы, нача­ли расходиться на запад, восток, на север. 9 тысяч лет назад носители гаплогруппы I уже многие тысячелетия жили в Европе, предположительно перейдя с Русской равнины; род R1a1 уже как минимум тысячу лет на­зад прибыл из Азии и обосновался предположитель­но на Балканах, род R1b1b1 двигался в сторону южных степей Прикаспия и Причерноморья, чтобы основать курганную культуру, или, скорее, курганный горизонт, ставший в будущем системой культур.В Месопотамии давно жили носители гаплогрупп J1, J2, Е, G. По-види­мому, род J2 и был носителем языков сино-кавказской  семьи. И сейчас гаплогруппа J2 - одна из основных в Армении, Турции, на Средиземноморье. 2. Носителей пра-индоевропейского языка 9 тысяч лет назад в Анатолии, скорее всего, не было. Если и были, то мигранты-носители гаплогруппы R1a1 с Балкан, ко­торые могли совершать рейсы с Балкан в Анатолию и обратно. Пра-индоевропейский язык в те времена был локализован на Балканах и местах культурного и товарного обмена с Малой Азией и некоторыми реги­онами Европы. Хотя это все зависит от того, как «пра-индоевропейский» язык (или языки) определять. По сути, все языки в те времена были «пра-индоевропейскими», по определению. Понятие «пра-индоевропей­ский» каждый раз нуждается в определённых времен­ных рамках и в определенном контексте. Одновременно с поздним этапом иеневской культуры центра Русской равнины (окрестности Москвы, 10 - 6-е тыс. до н.э.) в Северной Месопотамии сформировалась первая европеоидная культура - хассунская культура (7-6 тыс. до н.э.). Дома сырцовые прямоугольные, многокомнатные (от 3 до 10 и более помещений), иногда с внутренним дво­риком. Открыты различные хозяйственные сооружения, в том числе для сушки и хранения зерна, гончарные горны, печи. Остатки зерна (пшеница и ячмень), каменные моты­ги, ступки, зернотёрки, песты, серпы и др. - свидетельства земледелия. Медные бусы и подвески, свинцовый браслет, кусочки медной руды на поселениях указывают на появле­ние металлургии. Характерны разнообразные сосуды, укра­шенные налепным орнаментом, резным елочным узором, геометрической росписью, глиняные женские статуэтки и каменные печати [Мерперт, 1971].

Одновременно с хассунской культурой к востоку от г. Киркук в Иракском Курдистане развивалась культура Джармо (7-е тыс. до н.э.), носящая русское название -Джармо=иагто=Ярмо - в запряжке волов заменяет хомут. Здесь также найдены зёрна пшеницы и ячменя, вкладыши серпов, ступки, зернотёрки, мотыги, а также глиняные фи­гурки Макоши, полностью аналогичные таким же фигуркам с Русской равнины [Массон, 1964а; Braidwood, 1960].

В 5-ом тыс. до н.э. хассунскую культуру в Северной Ме­сопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция) сменилахалафская культура. Небольшие поселения рас­полагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямо­угольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами. Основой хозяйства были земледелие и скотоводст­во. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгорев­шие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) ро­списью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фи­гурки, отдельные медные предметы (в т.ч. печать). Погребе­ния - трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения [Массон, 1964а].
Хассунскую культуру в конце 6-го -1 -ой половине 4-го тыс. до н.э. сменила эль-обейдская культура общности культур крашеной керамики, распространившаяся в Месопотамии одновременно с верхневолжской и буго-днестровской куль­турами Русской равнины. На начальном этапе (конец 6-го -середина 5-го тыс. до н.э.) раннеземледельческая культура с расписной (крашеной) керамикой была близка хассунской культуре.В эпоху расцвета (последняя треть 5-го - 1-я по­ловина 4-го тыс. до н.э.): крупные поселения из сырцовых домов с монументальными храмами на платформах в цен­тре (ранние слои Эриду, Ура, Урука), каналы. Керамика с монохромной, в основном геометрической, росписью, глиня­ные женские статуэтки, печати, немногочисленные медные предметы и посуда. Хозяйство - земледелие, скотоводство. К середине 4-го тыс. до н.э. распространилась на севере Ме­сопотамии (Тепе-Гаура), где сохранились также черты пред­шествующей халафской культуры, и в Малую Азию (Мерсин). Её влияние прослеживается в материальной культуре  памятников Ливана, северо-западного Ирана, Закавказья, Средней Азии. На основе эль-обейдской культуры сло­жилась цивилизация Шумера[Массон, 1964а].

28.1.1. Шумер (7-2 тыс. до н.э.)

Шумер - один из средне-древних очагов цивилизации, располагавшийся в 5-м - 3-м тыс. в междуречье Тигра и Ев­фрата. Обычно в научно-популярной литературе говорят, что генетические связи шумерской цивилизации не выяснены.

Карта 28.1.1.1. Месопотамия. Шумер.
В научной литературе напротив - всё обстоит уверенно и прозрачно. С 7-го по 6-е тыс. до н.э. в Северной Месопота­мии была распространена хассунская культура, при раскоп­ках которой найдены сосуды, украшенные геометрической росписью, и глиняные женские статуэтки Макоши, полностью аналогичные статуэткам с Русской равнины [Мерперт, Мунчаев, 1971].

Рис. 28.1.1.2. Палеолитические фигурки славянской богини Мако­ши, слева направо: 1 - Макошь из Костёнок, Россия, 42-е тыс. до н.э.; 2 - Макошь из Гагарине Россия, 35 - 25-е тыс. до н.э.; 3, 4 -Макоши из Триполья, Украина, 5 - 4-е тыс. до н.э.; 5 - Макошь из  Выхватинцев, Молдавия, 3-е тыс. до н.э.; 6 - Макошь из «Греции», Греция, 6 - 4,5-е тыс. до н.э.; 7 - Макошь из Самарры, Шумер (Ирак), 5 - 4,5-е тыс. до н.э.; 8 - Макошь из Халафа, Сирия, 5-е  тыс. до н.э.; 9 - Макошь бадарийской культуры, Египет, 5-е тыс. до н.э.; 10 - Макошь Эль-Обейдской культуры, Ирак, 6 - 4-е тыс. до  н.э.; 11 - Макошь из Намазга Тепе, Туркмения, 4,5 - 4-е тыс. до н.э.

Эта культура входит в комплекс археологических культур неолита и энеолита под общим названием «Крашеной кера­мики культуры», объединённых по характерному признаку -расписной парадной посуде. Общими признаками также яв­ляются: господство мотыжного земледелия, сочетавшегося со скотоводством, рыболовством, охотой; появление медных орудий при значительном преобладании кремнёвых; большие, обычно глинобитные, дома; глиняные женские статуэтки. На­иболее древние поселения с крашеной керамикой существо­вали на территории Руси, Украины, Молдавии (трипольская культура), Румынии, Болгарии, догреческой Греции, Югосла­вии. Более поздние на Кавказе, в Иране (Сиалк), в Средней Азии (Анау, Намазга-Тепе), Индии, Китае (Яншао), в Египте и Месопотамии [Массон, 1964; Моисеева, 1991].

Сравнивая предметы и орнаменты, изображённые на рис. 24.4.1.1.3, приходим к очевидным выводам, что 1) сим­волы, применённые в шумерской облицовке 3-го тыс. до н.э., идентичны славянским свастическим символам, использо­вавшимся на Руси, а также в пеласгской зоне догреческой «Греции» по крайней мере, начиная с 7-го тыс. до н.э.; 2) символы, применённые в шумерской облицовке 3-го тыс. до н.э., идентичны также символам, использовавшимся при ро­списи керамики хассунской культуры 7 - 6-го тыс. до н.э.
Данные выводы однозначно указывают на распростране­ние культуры Хассуна с территорий Русской равнины, а так­же на вид культуры протошумеров - древнерусский.
Сменившая хассунскую культуру эль-обейдская культура ранних земледельцев была распространена в Месопотамии в конце 6-го -1 -ой половине 4-го тыс. до н.э. [Тюменев, 1956; Дья­конов, 1959]. Для неё также характерна расписная (крашеная) керамика с монохромной геометрической росписью, глиняные женские статуэтки, выражавшие унаследованные все основные черты славянских палеолитических Макошей. По распростра­нению скульптурок Макоши видно, что шумеры были носителя­ми проторусского мировоззрения (конкретно, культа Макоши) и выходцами с территорий Руси. «На основании эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера» [Массон, 1964а].
Рис. 28.1.1.3.В верхней части рисунка - керамическая облицов­ка гофрированной поверхности стен в Шумере, ок. 3 тыс. до н.э. [Гольдштейн, 1979].В средней части - образцы находок: 1 - Ма­кошь из Кукутени, 4,5 - 3,5 тыс. до н.э.; 2 - Макошь из Трипо-лья, 6 - 4-е тыс. до н.э.; 3 - керамический сосуд из догреческой «Греции», 7 - 6-е тыс. до н.э.; 4 - андроновская культура, Россия, 2-е тыс. до н.э.; 5 - керамический сосуд культуры Намазга-Тепе, Казахстан, 5 - 4е тыс. до н.э.; 6 - хассунская культура, Северная Месопотамия, 7 - 6-е тыс. до н.э.; 7 - керамический сосуд ямной  культуры, Россия, 3-е тыс. до н.э.; 8 - керамический сосуд днепро-донецкой культуры, Россия, 5 - 3-е тыс. до н.э.В нижней части  рисунка цветом даны образцы славянских свастических символов  (так называемые «руны-смыслы»), слева направо: «Новая жизнь»; «Засеянное поле» - один из символов, принадлежащих Макоши; «Смычка»; «Мара».

Рис. 28.1.1.4. Фигурка Макоши эль-обейдской культуры (2), Шумер и её аналоги из проторусских славянских культур: 1 - из Авдеево, 21 тыс. до н.э. (впечатляет качество изготовления); 3 - из Трипо-лья; 4 - из Кукутени; 5 - из Намазга-Тепе; 6 - из Выхватинцев.
Сравнивая (см. рис. 28.1.1.4.) фигурки богинь из Шумера (6 - 4-е тыс. до н.э.) с фигурками богини Макоши трипольской культуры (6 - 2-е тыс. до н.э.) и др., мы отчётливо об­наруживаем их полное сходство, послужившее очевидным критерием для создания археологическо-культурной общно­сти - крашеной керамики культуры.
Антропологически шумеры принадлежали к средиземно­морской и балкано-кавказской расам европеоидной боль­шой расы Щьяконов, 1958]. Средиземноморская раса рас­пространена на юге Европы среди португальцев, испанцев, южных итальянцев, южных французов, корсиканцев, а также среди берберов и арабских народов Северной Африки и в некоторых районах Передней Азии. Это в основном гаплог­руппы (рода) J2 и Е. Балкано-кавказская раса представлена в Югославии, Северной Греции, Болгарии, на юге Австрии и  севере Италии (Тироль), у населения, обитающего к северу, западу и востоку от Чёрного моря. Это в основном гаплог­руппы 12, J2, Е, G. Обе эти расы относятся к южной расе ев­ропейской большой расы и, возможно, представляют собой результат смешения среднеевропейской расы с негроидной расой или потомков автохтонного «неандертальского» насе­ления европейского региона.

Рис. 28.1.1.5. Слева направо: Макошь из Авдеево, Русь, 21 тыс. до н.э., одетая в Шапку Мономаха; шумерская богиня - аналог Ма­коши - в такой же шапке; шумерский правитель в такой же шапке,  статуэтка, 3300 - 3000 до н.э., Багдад, Национальный музей; в январе 1547 года Иван IV венчался на царство «венцом царским», или «шапкой Мономаха», официально приняв титул царя и вели­кого князя Всея Руси; справа внизу - обычный житель Костромы середины второго тысячелетия н.э. в такой же шапке.

Следовательно, и антропологические признаки также ука­зывают на следующий процесс заселения Шумера - из ареа­лов обитания среднеевропейской расы в места проживания негроидной дравидийской расы с последующим скрещива­нием представителей обеих рас. Наличие в данном регио­не трёх языковых семей - проторусской (индоевропейской), сино-кавказской (семитской) и эламо-дравидской - говорит  также о присутствии в районе Шумера проторусского насе­ления, а также негроидно-австралоидного и результата их смешения - семито-кавказоидного.

Рис. 28.1.1.6. Языки мира (фрагмент): слева - шкала времени в го­дах до н.э.; красным цветом указана ветка русского языка; направо от русского уходит ветка шумерского языка; коричневым цветом указан кавказские языки, включая аккадский, пракартвельский и вавилонский; фиолетовым - уральские языки; зелёным - эламо-хорезмские.
Данные языкознания также убедительно показывают, что к 5-му тыс. до н.э. на территориях Шумера европео­идное население пришлых шумеров являлось носителями проторусского языка древней формации - «праобщеиндо-европейского».
Именно о таком сожительстве и последующем скре­щивании повествует шумерская легенда: первоначально автохтоны дравиды-негроиды считали пришлых шумеров (проторусов) богами, а потом представители накопившейся смешанной семито-кавказоидной расы уничтожили «богов» большей частью, а оставшихся ассимилировали.

Так, согласно шумерским мифам и их интерпретациям, боги во главе с богом по имени Ану с 12-й планеты Солнеч­ной системы - Нибиру - добывали на Земле золото для сво­их нужд. А человека они создали себе в помощь. Около 13 тысяч лет тому назад необходимость в дальнейшей добыче золота отпала, и боги решили уничтожить человечество -особо близкое прохождение Нибиру должно было вызвать изменение оси вращения Земли, сопровождающееся гигант­ской приливной волной [Ситчин, 1998] (ср. с катастрофой 11 - 10-го тыадо н.э., см. первую часть настоящей книги).

Расшифровка имени бога Ану, которого шумеры ассо­циировали с Нибиру и называли SAR - «Верховный пра­витель» - ЦАРЬ. При учёте «цокания», то есть чередова­ния Ц и Ч, получим имя древнерусского бога ЧУРа. Отсюда смысл термина «царь» понятен - «чрево Ра», буквально «наделённый волей и полномочиями бога Ра, исполняющий волю бога Ра, вмещающий и несущий в себе бога Ра». А по­скольку и фараоны древних египтян произошли путём пере­селения части проторусских народов с территории Русской равнины на территории Египта (см. ниже), то и египетское наполнение термина SERA - «сын (бога) Ра» - полностью соответствовало древнерусскому («праобщеиндоевропей-скому») и обозначало титул фараонов. Династии фараонов, существовавшие в Египте до прихода с юга негроидных пле­мён, состояли исключительно из праславянских представи­тельней - «практически светлокожие европеоиды ат­лантического типа реально засвидетельствованы» [Дьяконов, Милитарёв, 1984]. Бог Ра исконно являлся «об­щеиндоевропейским» .
Поскольку европейские языки произошли путём дивер­генции языка Русской равнины (для обозначения этого языка применяются термины: «общеиндоеврепойский», «общесла­вянский», «прарусский», язык рода R1a1 и др.) в период со 2-го тыс. до н.э. - по 1-е тыс. н.э., то они естественным обра­зом унаследовали и сам термин «царь/чар», и его наполне­ние. Отметим английское и итальянское sir и французское sire - «Ваше величество». Русское царь - в России офици­альный титул монархов - ср. англ. tsar, czar, tzar, нем. Zar, франц. tsar, roi, итал. zar, испанск. zar, геу.

Следует особо остановиться на этимологическом анализе названия «Шумер», Sumer, Sumir, Сумер. Русское сумерки, «полусвет, ни свет, ни тьма» Щаль, 1902] образно повествует о смешанном населении Сумера: белые европеоиды - дети света (как зафиксировал ещё в 19-м веке В. Даль, «свето-русье, русский мир, земля; белый, вольный свет на Руси» [Даль, 1902]), темнокожие автохтоны - дети тьмы-Мары, по старорусским источникам.
Археологические данные опровергают существование шумерского бытия в пределах того места, которое обычно ассоциируется с Шумером. Отсюда ясно, если шумерские народные предания помнят события 11-го тыс. до н.э., то, очевидно, этот народ является более древним, чем возраст эль-обейдской культуры, и, следовательно, шумеры пришли в район Месопотамии из другого места.В пределах которого эти легендарные события и состоялись.
По археолого-антропологическим данным, ранее 8-го -6-го тыс. до н.э. вообще народы европеоидной расы (не семито-кавказоидной) существовали только в пределах Рус­ской равнины (русины) и в центральной-западной-восточной Европе. И только к 8-му - 6-му тыс. до н.э. под именем rasna (пеласги) заселили северные территории догреческой «Гре­ции» и двинулись через Переднюю Азию на Восток. По дан­ным ДНК-генеалогии, европеоидные рода (гаплогруппы) 8-6 тысяч лет назад и ранее жили в Европе - гаплогруппы R1a1, I1 и I2, другие, по сути, европеоиды, гаплогруппа R1b, мигрировала по Русской равнине, чтобы примерно 3700 лет назад начать заселять Европу.
О существовании дошумерского, нешумерского населения в Шумере повествуют находки в пещере Шанидар, близ озе­ра Урмия. Древние люди - палеоантропы (ближневосточные «неандертальцы») достаточно поздно обжили эту пещеру. Их сменившие неоантропы, видимо, не были особо удовлетво­рены условиями существования, поскольку «...тип человека, называемый homo sapiens, перестал использовать пещеру  в качестве жилья как раз в 11 тысячелетии» [Бацалев, Варакин, 1999]. Это - начало голоцена. Источник [Ситчин, 1998] приводит данные, свидетельствующие о деградации насе­ления Шумера в период с 27-го тыс. до н.э. по 10-е тыс. до н.э., когда оно достигло уровня «почти полного отсутствия признаков цивилизованной жизни». Территории, на которых жизнь человека регулируется деградационными процессами, не могут являться очагами цивилизаций. Реальная действи­тельность чрезвычайно жёстко ставит на место те небольшие популяции человеческих существ, которые ошибочно или по какой-то другой причине перекочёвывают в непригодные для житья регионы, - популяции не выживают.

Так случилось и в Леванте, и в Месопотамии - с 11 тыс. до н.э. и до прихода в 7-м тыс. до н.э. шумеров - людей в этих местностях не было. Отметим в это же время, 27-10 тыс. до н.э., на Русской равнине наблюдался обратный про­цесс - разрастание и расцвет цивилизации будущих русов (вызванные максимальным удалением от места падения космического тела, см. первую часть, раздел «Оледенения и межледниковья»).

28.2. Североафриканские культуры европеоидов


Спустя тысячелетие после освоения западных областей Передней Азии, следующим этапом расселения европеои­дов-неоантропов за пределы Русской равнины и Европы ста­ло освоение практически не пригодных для жизни террито­рий Северо-восточной Африки (Египет) - неразвитые почвы, отсутствие дождей на протяжении нескольких тысячелетий, отсутствие рек, кроме Нила.

Поэтому вполне естественно, что до того безжизненные территории Египта встретили первых европеоидных пересе­ленцев практически совершенным отсутствием автохтонного населения. Реликты местных архантропов к приходу европе­оидов отставали в культурно-техническом развитии на 500 тысяч лет (т.е. всё ещё находились в ашельском времени) и смогли достичь только крайне низкой численности. Основ­ная часть африканских архантропов располагалась южнее Сахары и появилась в Египте только после 5-го тыс. до н.э.

Заселившие Египет европеоидные племена разговари­вали на языках афразийской семьи, полученной путём сме­шения неоантропо-европеодной (индоевропейской) семьи, принесённой с просторов Русской равнины, и, для простолю­динов, неандертало-кавказоидной (сино-кавказской) семьи, подмешанной в Месопотамии. Этот факт подтверждает и дешифрока древнеегипетских иероглифов, сделанная фран­цузским исследователем Шомпальоном с индоевропейского греческого языка. А позаконам дешифровки, дешифруемый язык относится к той же семь, что и дешифрующий, то есть -к индоевропейской.
Первой культурой в северо-восточной Африке стала тасийская культура, которая распространилась в Среднем Египте в 6-ом - начале 5-го тыс. до н.э. - одновременно с иеневской культурой центра Русской равнины, буго-днестровской культурой юга Русской равнины, культурами Кёрёш, Караново, Сескло, сформированными европеоидами в об­ластях, прилегающих к азиатской Анатолии.
Тасийцы, естественно, унаследовали многотысячелетний опыт развития своих предков, поэтому пришли в эти места уже полностью цивилизованным для того времени народом, и стали древнейшими земледельцами Египта. Основу хозяй­ства составляло земледелие (пшеница, ячмень), меньшую роль играли скотоводство (козы), охота и рыболовство. По­койников хоронили в скорченном положении, завёрнутыми в шкуры или циновки. Характерная керамика - глубокие острорёберные чаши, ковши с ручками, прямоугольные ко­рытца и колоколовидные чёрные кубки с резным орнамен­том. Орудия из кремня и известняка (топоры-тёсла, лезвия серпов, зернотёрки), украшения из алебастра, кости, рако­вин [Brunton, 1937; Baumgartel, 1960].
В 5-ом тыс. до н.э. в долине Нила распространилась бадарийская культура. Основные орудия изготовлялись из камня, дерева и кости. Поселения располагались на отрогах плоскогорий, жилища сооружались из прутьев, обмазанныхглиной, и из циновок. Основой хозяйства была охота, соче­тавшаяся с земледелием и скотоводством. Найдены кости крупного рогатого скота и овец, остатки зёрен (ячмень, пше­ница), кремнёвые пластинки от серпа, глиняные сосуды кра­сного и чёрного цвета, ложки и украшения из слоновой кости, каменные подвески-амулеты [Brunton, 1928].

Бадарийскую культуру сменила амратская культура, распространившаяся во 2-й половине 5-го - начале 4-го тыс. до н.э. по всему Верхнему и Среднему Египту и доходившая до Нубии. Хозяйство: мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Орудия труда - из камня и кости; встречаются медные предметы. Керамика - красная лощёная, часто с росписью белой краской [Petrie, 1920; Manuel, 1953]. К этому же вре­мени относящиеся обитатели поселения Меримде-Бени-Саламе (5-го тыс. до н.э., Египет) выращивали злаковые, за­нимались разведением домашних животных (свиньи, овцы, крупный рогатый скот, собаки), охотой, рыболовством, соби­рательством. Жилищами служили тростниковые ветровые заслоны и хижины-ямы. Изготовлялись кремнёвые ножи, на­конечники стрел, вкладыши для серпов, каменные топоры, навершия булав, зернотёрки, сосуды. Найдены и костяные орудия. Керамика лепная. Украшения делали из глины, сло­новой кости и раковин [Кинк, 1964].
Амратскую культуру европеоидов сменила герзейская культура додинастического Египта (4-е тыс. до н.э.) - однов­ременная завершающему этапу верхневолжской культуры и начальному волосовской культуры на Руси (центра Русской равнины), культурам Веселиново, Старчево, Винча, Эзеро и дунайским культурам периферии Русской равнины. На позд­нем этапе герзейской культуры наряду с каменными орудия­ми вошли в употребление медные тёсла, кинжалы и др. Хо­зяйство - земледелие, скотоводство. Начало применяться искусственное орошение.В конце 4-го тыс. до н.э. появился примитивный плуг. Керамика - красная, лощёная, а также с жёлтым ангобом и красной росписью, изображающей людей, животных, лодки, целые сцены. Обнаружены статуэтки жен­щин из глины и камня [Чайлд, 1952, с. 108; 326].

В Нижнем Египте в 4-ом тыс. до н.э. распространилась так­же культура Эль-Омари. На поселениях открыты следы лёг­ких тростниковых хижин, зерновые ямы и погребения в скор­ченном положении на левом боку, завёрнутые в циновки или шкуры, без инвентаря. Орудия из кремня (лезвия составных серпов, ножи, наконечники стрел) и другого камня (полиро­ванные тёсла, мотыги, зернотёрки), из раковин (рыболовные крючки). Сосуды глиняные (прямостенные банки и шаровид­ные бутыли) и базальтовые.В хозяйстве наряду с земледели­ем (пшеница, ячмень, лён, вика) и скотоводством (бык, коза, собака) значит, роль играли охота, рыболовство и собира­тельство [Чайлд, 1952; Hayes, 1964]. К этому же времени (2-я половина 4-го тыс. до н.э.) относится обнаруженное под Каи­ром поселение древних земледельцев Маади с жилищами в виде землянок, лёгких ветровых заслонов, хижин из плетёнок, обмазанных глиной, и из сырцового кирпича [Menghin, 1932].

В Верхнем Египте, на левом берегу Нила, севернее Лук­сора, в 4-ом тыс. до н.э. распространилась додинастическая культураНегада (состоит из огромного некрополя, включа­ющего свыше 2100 погребений, и 2 поселений). Для пер­вого этапа (Негада-I) характерно сочетание производящего земледельческие хозяйства и присваивающего хозяйства охотников, рыболовов и собирателей. Для второго (Негада-II) - характерно земледельческо-скотоводческое хозяйство. Посёлки обносились стенами. Орудия из широких ножевид-ных пластин, покрытых с одной стороны тончайшей рету­шью. Обнаружены и медные орудия, как кованые, так и ли­тые, -долота, тёсла, кинжалы, иглы и пр. [Baumgartel, 1960].

В период герзейской культуры Верхний и Нижний Египет представляли два крупных враждовавших объединения. На основе герзейской культуры около 3200 до н.э. возникло древнеегипетское государство.

28.2.1. Древний Египет (4-1 тыс. до н.э.)

Древний Египет обычно преподносится как «цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в 4-ом тыс. до н.э. -4 в. до н.э.» [Кругосвет, 2007].

Если время существования этой цивилизации установле­но археологически и сомнений не вызывает, то приписыва­ние живущим ныне на территории Египта египтянам созда­ние древней цивилизации совершенно не допустимо.

Название этого государства - араб. - Миср, масри  - Маср. Официальное название - араб. - Джумхурийят Миср аль-Арабийя, масри  - Гумхурийет Маср эль-Арабийя. То есть - букв, «государство арабов». Однако арабы - это семитское пле­мя, первые, скудные данные о существовании которого от­носятся ко 2-му тыс. до н.э. В 1-ом тыс. до н.э. на Аравийском полуострове появились первые арабские «государствен­ные образования»: Пальмира, Набатея и Лихьян, к 5 - 6 вв. н.э. - Гассан, Лахм, Кинда. И к 5 - 6 вв. арабские племена всё еще составляли большую часть населения Аравийско­го полуострова [Дьяконов, 1958]. «В это время арабское общество находилось на стадии разложения племенного строя. Старые патриархально-родовые отношения и пле­менные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуосёдлого населения - вплоть до нашего времени» [БСЭ, ст. Арабы]. Отсюда понятно, что никакого отношения к древней «египетской» цивилизации арабы не имеют, и сов­ременный Египет - тоже. Именно поэтому источник [БСЭ] на­зывает Древний Египет лаконично - «древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке», избе­гая указания на этническую принадлежность его создателей.
Много интересного сообщают о Египте сухие данные стати­стики конца 19-го века - времени, когда ещё не начались ак­тивные миграции населения, вызванные развитием транспор­та: «Население Египта (1897) составляло 9735 тыс.; из них: 9008 тыс. арабов, феллахов и турок, 574 тыс. бедуинов и 121 тыс. иностранцев; мусульман 8,9 млн., христиан 730 тыс. (коптов 608,5 тыс., православных 53,5 тыс., католиков 56 тыс., протестантов 12 тыс.), евреев 25 тыс. Господству­ющий язык арабский. 1897 грамотных было 5,8%» [Брокгауз и Ефрон (м), 1907]. То есть всё население современного Егип­та относится к семито-кавказоидной расе. Семито-кавказоиды поселились на землях Египта после успешного их завоевания, состоявшегося в конце 1-го тыс. до н.э., и переназвали Египет Мицраимом - именем одного из сыновей Хама.

Рис. 28.2.1.1. Сравнение облика египетской царицы Нефертити (3) с девушкой со стоянки Сунгирь (30 тыс. до н.э., близ Владимира) -1, 2; с современной европеоидной девушкой (Восточный Иран) - 5, 6. На 4 дан образец семитической женщины.

Некоторые исследователи утверждают, что термин «Еги­пет» (Aigyptos, букв, русск. «Хижина Птахи») происходит от финикийского «Хикупта» - искажённого египетского «Хаткапта» (букв. Хатка Пта, «Храм Птаха»), названия древнеегипет­ской столицы Мемфиса.

Однако М. Фасмер в своём словаре [Фасмер, 1986] утвер­ждает, что слово «Египет» древнерусское. Поэтому истина вскрывается, если рассматривать название «Хаткапта» как произведённое на русском языке. Получим следующее. Хат­ка, хата, южн., зап., название типа постройки, отличающейся от ярусного (изба) тем, что она начинается непосредствен­но на земле; укр., блр. хата, польск. chata, авест. kata- «дом, яма» (2 тыс. до н.э.); из и.-е. *khouta (3-2 тыс. до н.э.) [Фа­смер, 1986, ст. Хата].

Мы специально поставили даты образования некоторых языков (и языковых семей), чтобы показать их уверенное существование во времена начала образования Египта. Русский язык - хата, хатка - до 5,5 тыс. до н.э. был единым языком европеоидного населения, который обычно иденти­фицируют с т.н. «общеиндоевропейским» [Тюняев, 2007а]. При этом слово «храм» происходит от исконно русского «хоромъ» (хоромы), как отмечает в своём словаре М. Фа­смер и далее приводит этимологию русского слова «хоро­мы», др.-русск. хоромъ, диал. хорома «крыша», укр. хором «коридор», хороми мн. «сени», хорома, хоромина «хоромы, дом», ст.-слав, храмъ, болг. храм «храм», сербохорв. храм, «дом, храм», словен. hram, «строение, жилье, храм, покой», чеш. chram, «храм», слвц. chram - то же, польск. стар., диал. chromina «хижина, хата» [Фасмер, 1986, ст. Хоромы].
Отсюда видно, что первая часть слова «хаткапта», хатка-, образована от русского хата и буквально обозначает «дом, хоромы, храм». Вторая часть - -пта, -птах - русск. птица, пташка, птаха, др.-русск. потка (из *пътъка) из праслав. *ръ\а «птица» (5-2 тыс. до н.э.) [Фасмер, 1986, ст. Птица]. Таким образом, буквально «египетское» «хаткапта» по-русски зна­чит «дом птицы», «храм птицы».
Здесь следует отметить одно важное обстоятельство: древнеегипетский язык - мёртвый.В записях египтяне отра­жали только согласные буквы. Поэтому уверенной огласовки никто представить не может. Имеющуюся сегодня огласовку выводили современные семито-кавказоидные жители Егип­та - естественно, на свой манер. Который, как мы покажем ниже, абсолютно неправилен.
Теперь рассмотрим бога Пта (Птах, Pth - ср. «птаха» или «петух»), который первоначально (3-е тыс. до н.э.) почитал­ся в Мемфисе как создатель «всего сущего»; в дальнейшем считался покровителем искусств и ремёсел.В 28 в. до н.э. сыном Птаха называли Имхотепа - мудреца и врачевателя,

Рис. 28.2.1.2. Птах (слева). Справа вверху - укрупнённый фраг­мент Птаха и для сравнения лицо европеоидной девушки (Восточ­ный Иран). Снизу-два укрупнённых фрагмента «одеяния» Птаха. Справа - орнотоморфное изображение Птаха.
обожествлённого верховного сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды. Вместе с супругой - богиней Сехмет и сыном - солнечным божеством Нефертумом Птах составлял так называемую Мемфисскую триаду [Sandman-Holmberg, 1946].В сербохорватском языке ещё сохранилось название утки - «патка», приведённое М. Фасмером в статье «Птица» [Фасмер, 1986], а на изображении Птаха отчётливо видно, что тело Птаха покрыто перьями, а черты лица - ев­ропеоидные. И, скорее всего, это женщина.
Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распро­странён также в Нубии, Палестине, на Синае (3 тыс. до н.э. -До семитов). Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас».

Египет расположен на северо-востоке африканского конти­нента и связан с Передней Азией Суэцким перешейком.В древ­ности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила. С севера Египет ограничивался Средизем­ным морем. С запада - Ливийским плоскогорьем (родиной василисков). С востока - Аравийским нагорьем (родиной ада­митов). С юга - 1-м нильским порогом (родиной праадамитов).
Египет подразделялся на Верхний (собственно Нильская долина, около 3% территории страны) и Нижний Египет (об­ласть Дельты). Нильская долина представляла собой длин­ный и узкий оазис (её длина в пределах Египта около 1200 км, ширина от 1 - 3 км на юге до 20 - 25 км на севере), запертый с обеих сторон двумя горными цепями и малодоступный на юге (у 1-го порога горные цепи непосредственно подходили к реке); он был открытым только на северо-востоке.
Современный Египет занимает значительно меньшую пло­щадь в 1001 тыс. кв. км, из которых около 96% пустынные рай­оны. Климат преимущественно пустынный, серьезных дождей в Египте не было как минимум уже 8 тысяч лет. На большей ча­сти территории Египта годовая сумма осадков составляет ме­нее 100 мм, поэтому земледелие невозможно без искусствен­ного орошения. Только в отдельных районах, примыкающих к Средиземному морю, количество осадков возрастает до 200 -400 мм в год и приходится главным образом на зимние меся­цы. Для весны характерен сильный, сухой и жаркий южный или юго-западный ветер хамсин, дующий из Сахары около 50 дней.
Единственная постоянная река и основной источник воды - Нил, впадающий в Средиземное море.В устьевой части Нил образует дельту площадью около 24 тыс. кв. км с многочисленными рукавами и озёрами, соединяющимися с морем. По площади дельта в два раза меньше, чем, на­пример, Московская область России. Причём большая часть дельты занята водой.
Ежегодные разливы начинаются в середине июля и до­стигают пика осенью. После весеннего отступления остав­яяют на нильских берегах слой ила, что создает более бла­гоприятные условия для земледелия, но весь период между разливами длится около пяти месяцев. Наибольшая ширина подверженной плодоносным разливам Нила полосы - 15 км.В условиях почти полного отсутствия дождей (за исклю­чением Дельты) Нил является единственным источником влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли свою реку и называли Египет «даром Нила».

Почвы и растительность вследствие крайней засушливо­сти климата развиты очень слабо. Многие районы, за исклю­чением долины Нила, его дельты и оазисов, занятых куль­турной растительностью, лишены, как правило, сплошного растительного покрова. Встречаются слаборазвитые скелет­ные почвы, солончаки. Наибольшую ценность представляют почвы долины и дельты Нила, сформированные на древнем и современном аллювии (нанос, происходящий вследствие выветривания и размывания более древних горных пород и перенесения их текучими водами в речные долины, овраги и котловины: гравий, песок, мергель, глины, ил и др.). То есть по сравнению с пустынными почвами ил - это, конечно, бо­лее плодородная почва. Однако до чернозёмов Русской рав­нины такой почве далеко.
Разные источники утверждают, что земледелие Египта имеет три жатвы в год. При этом перечисляются культуры -пшеница, маис, дурра, ячмень, южные плоды, маслина, са­хар и особенно хлопок, индиго и рис. Рассмотрим каждую из этих культур подробнее.
Культура пшеницы была известна в Греции (пра-славянские племена пеласгов), Болгарии - за 6 - 5 тыс. лет до н.э., в странах Передней Азии (Турция, Ирак, Сирия, Иран) и Тур­кмении за 7 - 6 тыс. лет до н.э. То есть во времена глубоко досемитические, когда на этих территориях существовали только проторусские выселки, названные позже Шумером, Пеласгами и др. Родиной многих видов пшеницы является южная часть России. Отсюда и её биологические особен­ности: семена пшеницы начинают прорастать при 1 - 2 °С, морозостойкие сорта озимой пшеницы переносят понижение  температуры зимой до -20 °С, иногда до -35 °С, всходы яро­вой - заморозки до -8 °С. Пшеница довольно требовательна к влаге.В Египте пшеницу узнали, предположительно, только к 4-му тыс. лет до н.э.

Родиной кукурузы является Центральная и Южная Аме­рика. Старый Свет узнал кукурузу только с 15-го века. Древ­ний Египет кукурузы не знал.
Родиной сорго (к которой относится и упомянутая дурра) является экваториальная Африка. Вторичными центрами происхождения считают Индию и Китай, откуда оно проникло в др. страны.В Индии сорго выращивают с 3-го тыс. до н.э., в Китае и Египте - со 2-го тыс. до н.э. [Якушевский, 1967].
Ячмень - с вегетационным периодом 55-110 суток явля­ется самой скороспелой зерновой культурой. Характеристи­ки ячменя явно указывают на его северное происхождение: всходы появляются при 4 - 5°С, молодые растения устойчи­вы к заморозкам. Оптимальная температура для роста и раз­вития 15-22 °С. «Распространён севернее других зерновых хлебов, так что в Архангельской губернии является господ­ствующим хлебом» [Брокгауз и Ефрон (м), 1907]В Египте известен со времен фараонов.
Маслина - хозяйственное значение имеет только масли­на европейская - выдерживает кратковременные морозы 13 - 18 °С. Маслина - древняя культура, происходит с Ближ­него Востока. Возделывается в полосе между 45° с.ш. и 37° ю.ш. [Жигаревич, 1958]. Отечеством маслины считают Пале­стину, Сирию, Египет и Грецию, где маслина разводилась с глубокой древности [Брокгауз и Ефрон (м), 1907].
Сахарный тростник выдерживает морозы до 30 °С. Роди­ной сахарного тростника считают Юго-Восточную Азию.В Ин­дии он известен в культуре за 3000 лет до н.э., в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, в Китае его стали воз­делывать в 6 в. н.э. [Поляруш, 1959].
Хлопчатник - одно из древних прядильных растений. Од­нако родиной хлопководства является Индия, где в долине Инда уже в период хараппской цивилизации (3-е тыс. до н.э.) выращивали хлопчатник и изготовляли пряжу из его волокна.

Сведения о возделывании хлопчатника в Египте относятся к 1 в. до н.э. [Тер-Аванесян, 1973].

Рис - происходит из Индии, требует постоянного затопле­ния водой.
Интересно сопоставить данные исследуемого региона с требования отдельных, наиболее распространённых, сель­скохозяйственных растений (см. таблицу 24.4.2.1.1 ).В таблице указаны вегетационные периоды каждой из областей центра Русской равнины, наименьший из которых относится к Новго­родской области. Но даже он превышает потребности подав­ляющего большинства (из указанных) культурных растений. Так, вегетативный период конопли и репы составляет не бо­лее 70 - 85 дней, что укладывается в вегетационные периоды всех без исключения исследуемых районов Русской равнины.
Анализируя таблицы 28.2.1.1 и 28.2.1.2, мы обнаружи­ваем ещё несколько важных особенностей. Во-первых, приведённые основные земледельческие культуры - горох, репа, конопля, лён, пшеница, овёс, рожь - обладают способ­ностью переносить заморозки. До температуры, равной от -3 до -10°С, всходы этих растений не погибают. Несомненно, эту способность растения выработали за достаточно долгий период времени, и необходимость выработать морозостой­кость была вызвана природными условиями тех мест, в кото­рых эти растения произрастали.
В таблице 28.2.1.2 приведены также данные средних тем­ператур для Египта и Шумера (Ирана). Как видно из табли­цы, ни в том, ни в другом районе «древнего» земледелия не бывает регулярных заморозков, которые вынудили бы расте­ния приспосабливаться к холоду.

Сельскохозяйственное растение
Наименование
Вегетат. период, дни
Оптималь. темпер.
Горох
45-120
12-20°С
Репа
60-85
12-20°С
Конопля
65-70
20 - 25°С
Лён
75-90
15-18°С
Пшеница (я)
70-110
12-25°С
Овёс
80-110
Рожь (о)
120-150
14-15°С
Область
Наименование
Вегетац. период, дни
Сред, темпер, лета
Новгородская
119-132
16-18°С
Тверская
120-133
17-18°С
Московская
130-140
17-18°С
Тульская
136-148
19-20°С
Воронежская
138-148
19-22°С
Псковская
140-144
17-18°С
Костромская
156-166
17-18°С
Ярославская
156-166
17-18°С
Ивановская
160-174
18-19°С
Владимирская
160-180
17-19°С
Рязанская
170-180
18-19°С
Орловская
175-185
18-19°С
Калужская
177-184
17-19°С
Тамбовская
178-185
19-2ГС
Липецкая
180-185
19-20°С
Смоленская
180-190
17-18°С
Брянская
180-200
18-19°С
Курская
182-193
18-19°С
Белгородская
185-190
19-2ГС


Таблица 28.2.1.1. Вегетативные требования некоторых сельскохозяйственных культур и вегетационные воз­можности центральных областей Русской равнины.




Наим.
Оптималь. темпер.
Заморозки
Горох
12-20°С
-5--10°С
Репа
12-20°С
-5°С
Конопля
20 - 25°С
-5°С
Лён
15-18°С
-3-^°С
Пшеница (я)
12-25°С
-8°С
Овёс
-7 - -8°С
Рожь (о)
14-15°С
Страна
июль
январь
Египет
25 - 34°С
11 -16°С
Шумер
29 - 33°С
2-19°С


Таблица 28.2.1.2. Температурные требования и возмож­ности сельскохозяйственных растений и некоторых регионов древнего земледелия.

Более того, в таблице 28.2.1.1 даны средние температу­ры июля для каждой из областей центральной части Русской равнины. Полный диапазон температур: от 16 до 22°С.В тех областях, которые издревле являются земледельческими, диапазон температур июля находится в пределах от 18 до 22°С. Диапазон температур, требуемый сельскохозяйствен­ными растениями, - горох - от 12 до 20°С, репа - от 12 до 20°С, конопля - от 20 до 25°С, лён - от 15 до 18°С, пшени-ца - от 12 до 25°С, рожь - от 14 до 15°С - находится в точном соответствии с теми климатическими условия, которые име­ются в центральной части Русской равнины.

В тех регионах, которые обычно называют «зонами древ­него» земледелия, - Египет - от 25 до 34°С, Шумер - от 29 до 33°С - напротив, климатические условия не обнаруживают никаких корреляций с требованиями растений. Температуры июля превосходят нормальную для растений температуру в 2-3 раза.

Если привлечь к данным исследования ещё и состав почв, которые требуются для нормального роста сельскохозяйст­венных растений, то получится, что почвы, отвечающие тре­бованиям растений, исторически имеются только в северных широтах, включая исследуемую часть Русской равнины. Ни в Египте, ни в Шумере почвы не подходят под требования растений, последним приходится адаптироваться, либо при­меняются для возделывания специальные сорта.

И хотя этот вопрос следует отнести к отдельной работе, мы можем поставить первый вопрос к тем исследователям, кото­рые преподносят в качестве стран «древнего земледелия» об­ласти Северного Египта и Междуречья. Этот вопрос звучит так:

· почему игнорируется следующий факт: требования культурных растений и их способности находятся в  резком противоречии с возможностями климата Егип­та и Шумера и, в то же время, полностью совпадают с возможностями климата Русской равнины? В связи с изложенным выше, ложно звучат такие слова о Египте, как о древнейшей земледельческой цивилизации, как, например, эти: «Древнейшие земледельческие поселе­ния в Египте были очагами последовательно сменявшихся в 5 - 4-м тыс. до н.э. культур: на севере - Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари и Маади; на юге - Тасийская культура, Бадарийская культура, Амратская культура, Негада и на территории всей страны - Гэрзейская культура» [БСЭ].


  • При отсутствии сельскохозяйственных культур для вы­ращивания остаётся предположить, что древние егип­тяне просто перекапывали земли вокруг Нила, ничего в них не сея.
  • О «передовом опыте» египтян в земледелии прихо­дится навсегда забыть - «наличие земледелия в Са­харе надежно установлено лишь со 2-го тысячелетия до н.э.» [Дьяконов, Милитарев, 1984], что сочетается с нашими данными, изложенными выше.
Брокгауз и Ефрон, говоря о Египте, утверждали, что «ре­мёсла достигли значительного совершенства: льняные тка­ни, керамические и бронзовые изделия, судостроение». Это притом что «при раскопках свайного поселения на р. Модло-не в Вологодской области, относящегося к началу 2-го тыс. до н.э., найдены семена льна культурного, которые удалось прорастить, а также части прялки и отпечатки тканей на ке­рамике» [БСЭ, ст. Лён].
То есть к тому времени, когда египтяне только начали ос­ваивать земледелие, в Вологде, на Руси, уже существовала культура льна, на выведение которой тоже потребовалось немало времени.
Также следует заметить, что «индоевропейские посе­ленцы, которые разместились на Висле и западнее ее», которых «следует рассматривать как слагаемые будущего славянского массива», образовали в 6-му тыс. до н.э. трипольскую культуру.

  • «Ко времени расцвета трипольской культуры (конец 4 - начало 3 тысячелетия до н.э.) земледелие насчи­тывало уже не одно тысячелетие своего существо­вания. Области трипольских энеолитических племен, где необычайная полнота археологических данных и богатство расписной керамики ярче и полнокровнее, чем где-либо в Европе, раскрывают перед нами идео­логию первобытных земледельцев» [Рыбаков, 1981].