Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 12 октября 2016 г.

Что такое кенотаф?

Антрополог Анна Соколова об исторической традиции создания кенотафов, их символической функции и памятных знаках на местах аварий

 

В переводе с греческого кенотаф означает ‘пустая могила’ (от слов κενός — ‘пустой’ и τάφος — ‘могила’). И в чистом, исходном смысле слова это некоторый памятник, памятный знак без захоронения. Это традиция, которая была распространена у многих народов: она известна нам и в Древней Греции, и в Риме, и в Египте.
Чаще всего они сооружаются в случаях, когда место захоронения неизвестно либо когда человек проживал далеко и какие-то действия в его память были невозможны. Кроме того, иногда кенотафы создавали в ритуальных целях наряду с реальным захоронением. Например, в Египте создавали пустые могилы, которые дублировали гробницы фараонов.
В современном мире тоже известно некоторое количество кенотафов. Например, из нашей истории достаточно знаменит кенотаф Марины Цветаевой в Тарусе. Как известно, она закончила свою жизнь в эвакуации в Елабуге, и при этом она всегда хотела быть похороненной в Тарусе. Там и был установлен небольшой памятник, на котором написано: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Это такой классический вариант кенотафа.
Кенотаф Марины Цветаевой в Тарусе //wikipedia.org
В более распространенном смысле это слово используется по отношению к памятным знакам на местах автомобильных аварий, которые можно найти вдоль дороги. И, в отличие от распространенного мнения, в этих местах захоронений быть не может по нашему законодательству, все эти люди похоронены на кладбище. На месте гибели принято устанавливать памятные знаки. Они могут быть какие-то незначительные, или это может быть мемориальный комплекс, полностью дублирующий могилу вместе со всеми кладбищенскими атрибутами: оградкой, лавочкой, столиком и даже вплоть до могильного холма. То есть это не просто плита, но и некоторое возвышение, которое полностью имитирует все части захоронения. Но человек на самом деле похоронен в другом месте.
Анна Соколова
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН