Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 октября 2016 г.

А. В. Коптев Вологодский педагогический институт Об «этрусской династии» архаического Рима.

Межвузовский сборник научных статей «Античность и средневековье Европы».
Пермский ун-т, 1994. С. 68—78.
с.68 

В лите­ра­ту­ре дав­но отме­че­но, что цар­ская власть в Риме не пере­да­ва­лась от отца к сыну, хотя в обще­с­т­ве была проч­на пат­ри­ли­ней­ность. Цари как буд­то выби­ра­лись сена­том из дос­той­ных пре­тен­ден­тов. При этом почти все извес­т­ные цари явля­лись род­с­т­вен­ни­ка­ми пред­ше­с­т­вен­ни­ков. Нума был зятем Тация. Анк Мар­ций — вну­ком Нумы, Сер­вий Тул­лий — зятем Тарк­ви­ния При­с­ка, Тарк­ви­ний Суперб — зятем Сер­вия Тул­лия и вну­ком При­с­ка.
Как пра­ви­ло, царя­ми ста­но­ви­лись либо зятья, либо вну­ки по доче­ри пред­ше­с­т­вен­ни­ков. Это ука­зы­ва­ет на суще­с­т­во­ва­ние опре­де­лен­но­го поряд­ка, кото­рый, види­мо, выра­жал­ся в мат­ри­ли­ней­но­с­ти пере­да­чи цар­ской вла­с­ти. Носи­те­лем цар­с­т­вен­но­с­ти была жена или мать царя. Подоб­ная тра­ди­ция извес­т­на и в древ­не­еги­пет­ской, хетт­ской, гре­че­ской арха­и­ке1.
Соглас­но тра­ди­ции рим­ские цари, исклю­чая Нуму Пом­пи­лия и изгнан­но­го Тарк­ви­ния, уми­ра­ли не сво­ей смер­тью при обс­то­я­тель­с­т­вах, напо­ми­нав­ших жерт­во­при­но­ше­ния. Ромул воз­нес­ся на небо во вре­мя бури. Таций погиб в Лави­нии, зако­ло­тый жерт­вен­ны­ми вер­те­ла­ми во вре­мя при­не­се­ния с.69 жерт­вы. Гос­ти­лий сго­рел в доме от мол­нии. Тарк­ви­ний убит топо­ра­ми послан­цев сыно­вей Анка. Сер­вий погиб при цар­ском беге (Реги­фу­гий) и его риту­аль­но пере­еха­ла колес­ни­цей дочь, пере­дав­шая власть мужу. Поэто­му рим­ский мате­ри­ал был исполь­зо­ван Дж. Фрэ­зе­ром для аргу­мен­та­ции кон­цеп­ции сакраль­но­го харак­те­ра пер­во­на­чаль­ной цар­ской вла­с­ти2. Леген­ды о женить­бе Нумы на Эге­рии, Тарк­ви­ния на Тана­к­виль, люб­ви Сер­вия и Фор­ту­ны явля­ют­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми о полу­че­нии рим­ски­ми рек­са­ми вла­с­ти от их жен — жриц цар­ско­го рода.
Дру­гой леген­дар­ный ком­плекс посвя­щен цар­ским сыно­вьям: Юл от бра­ка Энея и Лави­нии, Ромул/Рем — от бра­ка Мар­са/Аму­лия и Илии/Силь­вии, Сер­вий Тул­лий от бра­ка Окри­зии и Лара. Это дети от свя­щен­но­го бра­ка жри­цы цар­ско­го рода и вер­хов­но­го боже­с­т­ва (в лице его жре­ца-царя). Сыно­вья цариц не полу­ча­ли вла­с­ти в род­ном горо­де, но были осно­ва­те­ля­ми цар­с­т­вен­но­с­ти и пер­вы­ми пре­тен­ден­та­ми на нее на чуж­бине. Про­дол­жи­тель­ность их прав­ле­ния опре­де­ля­лась избран­ным при­род­ным цик­лом, в тече­ние кото­ро­го они были зем­ным вопло­ще­ни­ем глав­но­го бога общи­ны. Оче­вид­на зави­си­мость подоб­ных тра­ди­ций от леген­дар­ных и мифо­ло­ги­че­ских вер­сий, кор­ня­ми ухо­дя­щих в глу­бо­кую пер­во­быт­ность. Это дела­ет кон­цеп­цию сакраль­ной цар­ской вла­с­ти в чис­том виде адек­ват­ной более ран­не­му, дого­ро­д­ско­му пери­о­ду рим­ской исто­рии. В цар­скую же эпо­ху повы­си­лась пло­т­ность род­с­т­вен­ных свя­зей, что поз­во­ли­ло видеть рож­де­ние новой тен­ден­ции. В Риме царя­ми ста­но­ви­лись явно не слу­чай­ные люди: Нума — род­с­т­вен­ник Тация. Тулл Гос­ти­лий, по-види­мо­му, Рому­ла, Анк — Нумы, Сер­вий — Тарк­ви­ния При­с­ка, Суперб — двух послед­них. Лишь Тарк­ви­ний Приск не был свя­зан род­с­т­вом с Анком, выс­ту­пив как бы осно­ва­те­лем соб­с­т­вен­ной дина­с­тии. Хотя общее пра­ви­ло, про­сле­жи­ва­ю­ще­е­ся в тече­ние прав­ле­ния пред­ше­с­т­вен­ни­ков и пре­ем­ни­ков, поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что это род­с­т­во име­ло мес­то. Но оно было исклю­че­но вви­ду нали­чия у Луку­мо­на/Тарк­ви­ния этрус­ской жены Тана­к­виль. Сюжет же о послед­ней явля­ет­ся объ­яс­ни­тель­ной леген­дой, постро­ен­ной на осно­ве фри­гий­ско-хетт­ско­го мифа о при­об­ре­те­нии цар­с­т­вен­но­с­ти3.
Неиз­вес­т­но и отно­ше­ние род­с­т­ва Тул­ла Гос­ти­лия к пред­ше­с­т­ву­ю­щим царям. Одна­ко он был вну­ком круп­ней­ше­го спо­движ­ни­ка Рому­ла — Гос­та Гос­ти­лия, в кото­ром еще И. В. Нету­шил подо­зре­вал двой­ни­ка Рому­ла4. Древ­ние леген­ды о Тации, Госте Гос­ти­лии, Тар­пейе отра­жа­ют непро­с­той про­цесс сли­я­ния в еди­ное вожде­с­т­во латин­ских и сабин­ских общин Пала­ти­на и Капи­то­лия, завер­шив­ший­ся при Нуме Пом­пи­лии. В этом кон­тек­сте вме­с­то двух само­с­то­я­тель­ных сакраль­ных цен­тров — Юпи­те­ра-Мар­са на Пала­тине и Кви­ри­на на Капи­то­лии — фор­ми­ро­вал­ся еди­ный, с одним сакраль­ным рек­сом. Леген­да о Рому­ле и Тации, пра­вив­ших вме­сте, вос­про­из­во­дит с.70 толь­ко нача­ло это­го пути. В после­ду­ю­щем, види­мо, име­ло мес­то чере­до­ва­ние латин­ско­го и сабин­ско­го став­лен­ни­ков: Ромул — Таций — ? — Нума — Тулл — Анк. Это поз­во­ля­ет подо­зре­вать в Госте Гос­ти­лии латин­ско­го рек­са, пра­вив­ше­го меж­ду саби­ня­на­ми Таци­ем и Нумой. Из тра­ди­ции он исчез, по-види­мо­му, пото­му что зять Нума дол­жен был пра­вить после тес­тя Тация, но в дей­с­т­ви­тель­но­с­ти в свя­зи со слож­но­стью момен­та сли­я­ния двух вождеств это­го не было. Поэто­му Таций «умер» рань­ше Рому­ла и Нума сле­ду­ет за послед­ним. Под Рому­лом вто­ро­го, после­та­ци­е­во­го, пери­о­да, веро­ят­но, и скры­ва­ет­ся Гост Гос­ти­лий.
В таком слу­чае наблю­дав­ший­ся при пер­вых царях порядок пере­да­чи вла­с­ти сос­то­ял в допол­не­нии пер­во­на­чаль­ных прав на цар­с­т­во мужа цар­ской доче­ри (зятя царя) пра­ва­ми ее сына (вну­ка царя). Этот порядок воз­ник не слу­чай­но, он был выз­ван пере­ме­на­ми в обще­с­т­вен­ном строе, при­вед­ши­ми к само­му фор­ми­ро­ва­нию вождеств. Повы­ше­ние пло­т­но­с­ти насе­ле­ния порож­да­ло нехват­ку зем­ли. Сег­мен­та­ция общин вме­с­то обра­зо­ва­ния новых посе­ле­ний вызы­ва­ла деле­ние обще­с­т­ва на ран­ги знат­но­с­ти: пат­ри­ци­ев (ген­ти­лов) и кли­ен­тов. Преж­де высе­ле­ния одновре­мен­но про­шед­ших ини­ци­а­ции моло­дых людей воз­глав­лял, ско­рее все­го, быв­ший их ровес­ни­ком сын цар­ской доче­ри, не имев­ший прав дома стать царем (подоб­но Рому­лу на Пала­ти­на или Мастарне на Целии). Теперь же поло­же­ние оста­вав­ших­ся дома цар­ских сыно­вей сле­до­ва­ло уза­ко­нить. И они при­об­ре­ли пра­ва на цар­с­т­во, но не как наслед­ни­ки отца-царя или мате­ри-цари­цы.
Это было бы нару­ше­ни­ем тра­ди­ции. К цар­ско­му дос­то­ин­с­т­ву их допу­с­тил кросс-кузен­ный брак, объ­еди­нив­ший цар­ские лини­джи сосед­них общин. Такой порядок воз­ник еще до обра­зо­ва­ния Рима, а в цар­скую эпо­ху он объ­еди­нил лини­джи латин­ско­го, хотя и свя­зан­но­го с затибр­ской обла­стью, Пала­ти­на и сабин­ских обла­с­тей к севе­ро-вос­то­ку от Капи­то­лия. При этом мужем цар­ской доче­ри ста­но­вил­ся не слу­чай­ный иска­тель при­клю­че­ний, про­шед­ший обрядо­вые испы­та­ния, а пред­с­та­ви­тель бра­чу­ю­ще­го­ся латин­ско­го или сабин­ско­го лини­джа. В сле­ду­ю­щем поко­ле­нии их сыно­вья и доче­ри бра­ли в супру­ги сво­их дво­ю­род­ных сес­тер и бра­тьев, т. е. детей от бра­ка бра­та цар­ской доче­ри и сес­т­ры ее мужа. В этом поко­ле­нии цар­скую власть полу­чал сын сес­т­ры и (или) бра­та цари­цы, ста­но­вив­ший­ся одновре­мен­но зятем пред­ше­с­т­ву­ю­ще­го царя. Дочь его и цар­ской доче­ри была носи­тель­ни­цей цар­с­т­вен­но­с­ти, пере­да­вав­шей ее сво­е­му мужу, кото­рым был ее дво­ю­род­ный брат — внук ее деда-царя. Так сохра­ня­лась мат­ри­ли­ней­ность пере­да­чи цар­с­т­вен­но­с­ти, соблю­да­лась агна­ти­че­ская экзо­га­мия и одновре­мен­но реша­лась судь­ба цар­ских сыно­вей. По-преж­не­му не полу­чая вла­с­ти рек­са на родине, они мог­ли стать тако­вы­ми в свя­зан­ной брач­ным сою­зом общине сво­ей жены, а их сыно­вья воз­вра­ща­лись царя­ми на роди­ну с.71 отцов, будучи там зятья­ми и вну­ка­ми пред­ше­с­т­вен­ни­ков.
В таких усло­ви­ях необыч­ной выгля­дит «карье­ра» Тарк­ви­ния При­с­ка, соглас­но тра­ди­ции при­е­хав­ше­го в Рим из дале­ко­го зару­бе­жья и не толь­ко став­ше­го царем, но и осно­вав­ше­го соб­с­т­вен­ную «дина­с­тию»5. Прав­да, оче­вид­ный этрус­кизм это­го царя осно­вы­ва­ет­ся толь­ко на его име­ни да лите­ра­тур­но-мифо­ло­ги­че­ской леген­де о про­ис­хож­де­нии. Послед­няя же сви­де­тель­с­т­ву­ет, что Тарк­ви­ний Приск напо­ло­ви­ну был то ли элли­ном, то ли пеласгом. Леген­дам свой­с­т­вен­но не толь­ко рас­тя­ги­вать вре­мя, удва­и­вая или утра­и­вая чис­ло собы­тий, но и спрес­со­вы­вать его.
Тра­ди­ци­он­ная вер­сия о Тарк­ви­нии и Тана­к­виль сос­то­ит по мень­шей мере из двух час­тей. Пер­вая, геро­ем кото­рой явля­ет­ся Дема­рат, веро­ят­но, име­ет исто­ки не в гре­че­ской коло­ни­за­ции VIII—VI вв., а в осво­е­нии запад­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья микен­ца­ми. Вто­рая вычле­ня­ет­ся бла­го­да­ря суще­с­т­во­ва­нию леген­ды об орле, схва­тив­шем шап­ку с Тарк­ви­ния на Яни­ку­ле. По-види­мо­му, исто­ри­че­ский Тарк­ви­ний был рек­сом (луку­мо­ном) посе­ле­ния на Яни­ку­ле, свя­зан­ным род­с­т­вом с сосед­ни­ми этрус­ски­ми и сабин­ски­ми общи­на­ми. За обра­зом Тана­к­виль скры­ва­ет­ся мес­т­ная носи­тель­ни­ца цар­с­т­вен­но­с­ти. При Анке Мар­ции Яни­кул был заво­е­ван рим­ля­на­ми и, сле­до­ва­тель­но, само­с­то­я­тель­ная цар­ская власть здесь была лик­ви­ди­ро­ва­на, а ее носи­те­ли пере­се­ле­ны в Рим.
Воен­ная актив­ность Анка на была слу­чай­ной. Если ее рас­смат­ри­вать сквозь приз­му раз­би­ра­е­мой про­бле­мы, то она выгля­дит реак­ци­ей на дея­тель­ность лати­на Тул­ла Гос­ти­лия. Пере­се­ле­ние послед­ним жите­лей Аль­бы-Лон­ги, цар­ский линидж кото­рой еще до Рому­ла был свя­зан с пала­тин­ским Римом, уси­ли­ло потен­ци­ал латин­ской вет­ви рек­сов. Анк, соглас­но тра­ди­ции, не был свя­зан род­с­т­вом с Тул­лом. Види­мо, какие-то собы­тия нару­ши­ли уста­но­вив­ший­ся порядок. Отго­лос­ки этих собы­тий, воз­мож­но, сохра­ни­лись в леген­де о сра­же­нии Гора­ци­ев и Кури­а­ци­ев. Хотя Гора­ции счи­та­ют­ся рим­ля­на­ми, а Кури­а­ции аль­бан­ца­ми, ген­ти­ли­ций послед­них ука­зы­ва­ет на сабин­ское про­ис­хож­де­ние. Анк Мар­ций, хотя и был сыном доче­ри Нумы, но не рим­ской цари­цы, а жены Нумы Мар­ция, сына бли­жай­ше­го спо­движ­ни­ка Пом­пи­лия Мар­ка Мар­ция, без­успеш­но оспа­ри­вав­ше­го у Тул­ла Гос­ти­лия цар­скую власть (Liv., I, 20, 5; Plut. Numa, XXI).
Воз­вы­ше­ние боко­вой вет­ви сабин­ско­го цар­ско­го лини­джа, во-пер­вых, гово­рит о том, что основ­ная ветвь, ори­ен­ти­ро­ван­ная на брач­ный союз с пала­тин­ски­ми Гос­ти­ли­я­ми и юго-запад­ны­ми лати­на­ми, пре­сек­лась. С дру­гой же сто­ро­ны, оно может слу­жить инди­ка­то­ром, бла­го­да­ря кото­ро­му в тра­ди­ции как бы про­яв­ля­ет­ся нали­чие мно­гих цар­ских лини­джей Лация и его окрес­т­но­с­тей. При Рому­ле рим­ские Гос­ти­лии всту­пи­ли в союз с капи­то­лий­ски­ми Таци­я­ми, затем послед­них сме­ни­ли саби­ны из Кур — Кури­а­ции (Нума), пере­дав­шие пра­во на союз Мар­ци­ям. Хотя в тра­ди­ции Мар­ции с.72 пере­се­ли­лись в Рим вме­сте с Нумой, неко­то­рые сооб­ра­же­ния поз­во­ля­ют сомне­вать­ся в этом. Будучи рим­ским царем, Нума, как извес­т­но, женил­ся на ним­фе Эге­рии, для встреч с кото­рой уда­лял­ся из Рима. Поэто­му если быть логич­ным, то дочь Нумы долж­на была родить­ся от Эге­рии и вне Рима. Эге­рия же не про­с­то мифи­че­ская фигу­ра, но пред­с­та­ви­тель­ни­ца цар­ско­го лини­джа сосед­ней с Римом сабин­ской Кол­ла­ции. Поэто­му не будет натяж­кой пред­по­ло­жить, что Нума и Мар­ции нахо­ди­лись в род­с­т­ве через пред­с­та­ви­те­лей тре­тье­го лини­джа — кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев. Таким обра­зом, Анк Мар­ций был не толь­ко вну­ком царя, но и его сыном, хотя царя и не Рима, а Кол­ла­ции.
Став царем, Анк дол­жен был поза­бо­тить­ся о закон­ном с точ­ки зре­ния норм его эпо­хи наслед­ни­ке. Из тра­ди­ции мы ниче­го не зна­ем о его жене и суще­с­т­во­ва­нии у него доче­ри. Лишь два сына Анка про­сла­ви­лись тем, что на исхо­де цар­с­т­во­ва­ния Тарк­ви­ния При­с­ка яви­лись при­чи­ной его смер­ти. В этом исто­ри­че­ско-гене­а­ло­ги­че­ском кон­тек­сте Тарк­ви­ний не мог быть слу­чай­ной фигу­рой, полу­чив­шей власть в Риме лишь бла­го­да­ря богат­с­т­ву, уда­че и про­ис­кам выда­ю­щей­ся жены. Быв­ший луку­мон Яни­ку­ла, види­мо, сос­то­ял в каком-то род­с­т­ве с Мар­ци­я­ми. В тра­ди­ции это род­с­т­во про­яв­ля­ет­ся отчет­ли­во. Род­ной брат Тарк­ви­ния Аррунт был женат на одной из пред­с­та­ви­тель­ниц кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев, и его сын звал­ся Эге­ри­ем (Liv., I, 34, 3; 38, 1). Даже если не было иных свя­зей через жену Анка, отсут­с­т­вие у послед­не­го доче­ри и кон­фликт с Гос­ти­ли­я­ми слу­жи­ли дос­та­точ­ным осно­ва­ни­ем, чтобы рек­сом в Риме стал стар­ший пред­с­та­ви­тель еще одной гене­а­ло­ги­че­ской вет­ви сабин­ских лини­джей. Воз­мож­но, он был усы­нов­лен Анком (Aur. Vict. De vir. ill., VI, 5). Тарк­ви­ний полу­чил власть, по-види­мо­му, при усло­вии брач­но­го сою­за с потом­ка­ми Мар­ция. В соо­т­вет­с­т­вии с ним сыно­вья Анка при­об­ре­ли пра­во на руку доче­ри Тарк­ви­ния и цар­скую власть после него. Одна­ко Тарк­ви­ний выбрал зятем Сер­вия Тул­лия — то ли сво­е­го род­с­т­вен­ни­ка, то ли лати­на из Кор­ни­ку­ла. Мар­ции ока­за­лись отс­тра­не­ны от вла­с­ти. Это было нару­ше­ни­ем брач­но­го сою­за, след­с­т­ви­ем чего яви­лась месть со сто­ро­ны сыно­вей Анка. Соглас­но тра­ди­ции, Тарк­ви­ний не сра­зу по дос­ти­же­нии вла­с­ти пал жерт­вой их заго­во­ра. Они не пре­пят­с­т­во­ва­ли ему цар­с­т­во­вать. Но, когда дочь Тарк­ви­ния ста­ла женой Сер­вия, месть свер­ши­лась. Она не была направ­ле­на на Сер­вия Тул­лия, хотя он и был кон­ку­рен­том. Фор­маль­но Сер­вий Тул­лий дос­тиг вла­с­ти закон­ным путем, а сыно­вья Анка как раз и выс­ту­па­ли защит­ни­ка­ми арха­и­че­ско­го пра­ва, нару­шен­но­го Тарк­ви­ни­ем.
Но, убив Тарк­ви­ния, сыно­вья Анка не мог­ли ниче­го изме­нить. Пол­но­мо­чия рек­сов Рима ускольз­ну­ли из их рук. Полу­чив­ший их Сер­вий Тул­лий вряд ли мог быть слу­чай­ным узур­па­то­ром — леген­дар­ным Мастар­ной. с.73 Популяр­ная в совре­мен­ной лите­ра­ту­ре вер­сия тра­ди­ции об этрус­ке Мастарне и бра­тьях Авле и Целии Вибен­нах, по всей види­мо­с­ти, подоб­но леген­де о Рому­ле и Реме, отра­жа­ет более ран­ний пери­од осно­ва­ния сег­мен­тар­ных посе­ле­ний на Пала­тине и Целии6. Импе­ра­тор Клав­дий лишь немно­го скор­рек­ти­ро­вал ее в сво­ей речи, пре­сле­дуя поли­ти­че­скую цель оправ­да­ния вла­с­ти в Риме ино­пле­мен­ни­ков. Поэто­му дого­ро­д­ской арха­и­че­ский рекс Целия был заме­нен более выиг­рыш­ной фигу­рой Сер­вия Тул­лия.
Более дос­то­вер­ной выгля­дит та часть тра­ди­ции, кото­рая свя­зы­ва­ет Сер­вия с Кор­ни­ку­лом. Кор­ни­кул вме­сте о Фику­ле­ей, Каме­ри­ей, Кру­с­ту­ме­ри­ем, Аме­рио­лой, Медул­ли­ей и Номен­том были заво­е­ва­ны рим­ля­на­ми при Тарк­ви­нии При­с­ке (Liv., I, 38, 4). Тра­ди­ция счи­та­ет их горо­да­ми «ста­рых лати­нов» (Latini Prisci). Одна­ко они рас­по­ла­га­лись к севе­ро-вос­то­ку от Рима, в сабин­ско-этрус­ском при­гра­ни­чье, при­мы­кая более к сабин­ской, чем к латин­ской, этни­че­ской тер­ри­то­рии. К тому же само наз­ва­ние Latini Prisci в зна­че­нии «ста­рые лати­ны» вряд ли мог­ло воз­ник­нуть ранее IV в. до н. э., когда ста­ли отдель­но выво­дить­ся коло­нии рим­ско­го и латин­ско­го пра­ва. До это­го выра­же­ние Latini Prisci более соо­т­вет­с­т­ву­ет зна­че­нию «лати­ны (Тарк­ви­ния) При­с­ка». Ливий гово­рит, что послед­ний взял эти горо­да «у ста­рых лати­нов или у тех, кто их под­дер­жи­вал» по завер­ше­нии сабин­ской вой­ны, в резуль­та­те кото­рой к Риму была при­со­еди­не­на Кол­ла­ция. Затем с саби­на­ми был заклю­чен мир. Все это поз­во­ля­ет счи­тать Кор­ни­кул сабин­ским горо­дом, при­чем в силу мес­то­по­ло­же­ния, види­мо, как-то свя­зан­ным с этрус­ка­ми. Поэто­му мать Сер­вия Тул­лия Окри­зия, как жена рек­са Кор­ни­ку­ла, веро­ят­но, была мес­т­ной носи­тель­ни­цей цар­с­т­вен­но­с­ти.
Тарк­ви­ний посту­пил с Кор­ни­ку­лом и Кол­ла­ци­ей точ­но так же, как в свое вре­мя Анк Мар­ций с Яни­ку­лом, где Тарк­ви­ний был луку­мо­ном. Но в близ­кой к Риму Кол­ла­ции мес­т­ный рекс Эге­рий — пле­мян­ник Тарк­ви­ния — был остав­лен послед­ним на месте, а из Кор­ни­ку­ла цар­ская семья была пере­се­ле­на в Рим, как в свое вре­мя был пере­се­лен сам Тарк­ви­ний. Не впи­сы­вав­ший­ся в пла­ны Тарк­ви­ния и, види­мо, чуж­дый ему рекс Кол­ла­ции погиб. А вот его бере­мен­ная жена ста­ла жить не про­с­то в Риме, а в доме Тарк­ви­ния, что обна­ру­жи­ва­ло его замыс­лы. Как саби­нян­ка цар­ско­го рода, Окри­зия, види­мо, нахо­ди­лась в род­с­т­ве с Тарк­ви­ни­я­ми либо через кол­ла­тин­ских Эге­ри­ев, либо через неиз­вес­т­ную нам сабин­скую ветвь, свя­зан­ную с Яни­ку­лом. Поэто­му ее сын Сер­вий Тул­лий как цар­ский сын и род­с­т­вен­ник имел пра­ва на руку доче­ри Тарк­ви­ния и цар­скую власть в Риме.
Одна­ко этим Сер­вий не отли­чал­ся от сыно­вей Анка Мар­ция. Сле­до­ва­тель­но, пред­по­чте­ние, ока­зан­ное ему Тарк­ви­ни­ем, было свя­за­но не с его мате­рью, а с отцом, о кото­ром, кро­ме име­ни и знат­но­го поло­же­ния с.74 в Кор­ни­ку­ле, ниче­го не извес­т­но. Пре­но­мен Сер­вий, оче­вид­но, был рим­ским про­з­ви­щем от servus — раб, наме­кав­шим не на поло­же­ние, а на фор­маль­ный ста­тус кор­ни­куль­ских плен­ни­ков в доме Тарк­ви­ния. А вот номен Тул­лий явно свя­зы­ва­ет шес­то­го рим­ско­го царя с Тул­лом Гос­ти­ли­ем, судь­ба потом­с­т­ва кото­ро­го в силу кон­флик­та с саби­на­ми тра­ди­ци­ей не сохра­не­на. Не столь уж рис­ко­ван­ным будет пред­по­ло­жить, что сын Тул­ла Гос­ти­лия стал мужем доче­ри не близ­ких к Риму род­с­т­вен­ни­ков Мар­ци­ев (в Риме, веро­ят­но, мес­то пре­тен­ден­та на пре­с­тол уже было заня­то Аррун­том Тарк­ви­ни­ем), а царев­ны Окри­зии в отда­лен­ном Кор­ни­ку­ле. Здесь Тулл мог искать под­держ­ки в борь­бе про­тив Мар­ци­ев и Кури­а­ци­ев у иной сабин­ской цар­ской вет­ви, а его сын про­зы­вал­ся мес­т­ны­ми саби­на­ми Тул­лий, т. е. Тул­ли­ев.
Фигу­ра Сер­вия была чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­на для Тарк­ви­ния, реор­га­ни­зо­вав­ше­го насе­ле­ние Рима в слож­ное вожде­с­т­во из трех триб. Поэто­му он и взял­ся за вос­пи­та­ние Сер­вия, посе­лив его в сво­ем доме и даже усы­но­вив. Сер­вий Тул­лий стал клю­че­вым зве­ном в рим­ском вождас­т­ве, поз­во­лив­шим объ­еди­нить латин­ские и сабин­ские три­бы с пра­вя­щим домом Тарк­ви­ни­ев. Имен­но при его посред­с­т­ве Тарк­ви­нию уда­лось, лов­ким манев­ром ведя про­са­бин­скую поли­ти­ку («сабин­ская вой­на» тра­ди­ции), при­влечь на свою сто­ро­ну лати­нов Пала­ти­на и Целия, с кото­ры­ми при Анке было отчуж­де­ние. Воз­мож­но, имен­но этот факт зафик­си­ро­ван тра­ди­ци­ей как побе­да над «ста­ры­ми лати­на­ми», под кото­ры­ми при Тарк­ви­нии мог­ли пони­мать­ся толь­ко быв­шие аль­бан­цы и их былые союз­ни­ки к юго-запа­ду от Рима. Кор­ни­кул же и дру­гие горо­да сабин­ско-этрус­ско­го погра­ни­чья были не «ста­ры­ми лати­на­ми», а все­го лишь их сто­рон­ни­ка­ми в силу ген­тиль­ных свя­зей, опре­де­ляв­ших обще­с­т­вен­ные отно­ше­ния в рас­смат­ри­ва­е­мую эпо­ху.
В каче­с­т­ве рим­ско­го рек­са Сер­вий Тул­лий про­дол­жил тра­ди­цию пере­да­чи цар­ской вла­с­ти по жен­ской линии. Он стал мужем доче­ри Тарк­ви­ния (зятем царя), а одну из сво­их доче­рей, насле­до­вав­шую власть в Риме, выдал за вну­ка Тарк­ви­ния При­с­ка7. Тарк­ви­ний Суперб был сыном выпав­ше­го из тра­ди­ции Тарк­ви­ния При­с­ка, кото­рый не мог пре­тен­до­вать на власть в Риме, но был изве­с­тен сво­и­ми сыг­рав­ши­ми нема­лую роль в рим­ской исто­рии детьми и вну­ка­ми. Кро­ме став­ше­го царем сына Луция он имел двух доче­рей. Одна из них вышла замуж за Мар­ка Юния и име­ла по мень­шей мере двух сыно­вей, млад­шим из кото­рых был Юний Брут. Дру­гая Тарк­ви­ния явля­лась мате­рью Луция Тарк­ви­ния Кол­ла­ти­на, по всей види­мо­с­ти, вый­дя замуж за кол­ла­тин­ско­го Тарк­ви­ния, сына Эге­рия. От бра­ка же Тул­лии и Тарк­ви­ния Супер­ба роди­лись три сына — Тит, Аррунт и Секст — и дочь Тарк­ви­ния, выдан­ная замуж в Тускул за Окта­вия Мами­лия, пред­во­ди­те­ля Латин­ской феде­ра­ции.
с.75 При­ме­ча­те­лен послед­ний мат­ри­мо­ни­аль­ный союз, быть может, поз­во­ля­ю­щий при­о­т­крыть пла­ны Тарк­ви­ния Супер­ба. Если после него рим­ским царем ста­но­вил­ся Окта­вий Мами­лий, то Рим пре­вра­щал­ся в центр Латин­ской феде­ра­ции, к чему уже дав­но под­во­ди­ла поли­ти­ка и Тул­ла Гос­ти­лия, пере­се­лив­ше­го аль­бан­цев, и Анка Мар­ция, засе­лив­ше­го Авен­тин лати­на­ми Поли­то­рия, Тел­лен и Фика­ны, и Сер­вия Тул­лия, по согла­со­ва­нию с лати­на­ми устро­ив­шем на Авен­тине храм Диа­ны. Сер­вий, осно­вы­ва­ясь на этих пере­ме­нах, про­вел, как извес­т­но, «цен­ту­ри­ат­ную рефор­му». Он попы­тал­ся реор­га­ни­зо­вать обще­с­т­во по гори­зон­таль­ным клас­сам в про­ти­во­вес вер­ти­каль­ным ген­тиль­ным струк­ту­рам.
В новых обще­с­т­вен­ных усло­ви­ях меня­лась соци­аль­ная роль цар­ской вла­с­ти. Пра­вя­щие лини­джи рим­ской окру­ги (Аль­ба, Яни­кул, Кол­ла­ция, Куры, Кор­ни­кул и др.) пре­вра­ща­лись в рядо­вые gentes рим­ско­го обще­с­т­ва. Будучи свя­за­ны брач­ны­ми уза­ми с Тарк­ви­ни­я­ми, они, с одной сто­ро­ны, име­ли более высо­кий пре­с­тиж по срав­не­нию с дру­ги­ми ген­тиль­ны­ми груп­па­ми, а с дру­гой — под­дер­жи­ва­ли Тарк­ви­ни­ев. Мат­ри­мо­ни­аль­ные свя­зи цар­ской семьи из сакраль­ных все более пре­вра­ща­лись в ору­дие поли­ти­че­ской жиз­ни. Это вело к отры­ву цар­ской вла­с­ти от исход­ной тра­ди­ци­он­ной осно­вы и ослаб­ле­нию кон­тро­ля за царя­ми со сто­ро­ны носи­те­ля тра­ди­ций — сена­та. В нем же уже зре­ла оппо­зи­ция со сто­ро­ны «отцов» ста­ро­рим­лян и потом­ков аль­бан­цев, обде­лен­ных в резуль­та­те ори­ен­та­ции на саби­нов. А пла­ны в отно­ше­нии лиде­ра лати­нов Окта­вия Мами­лия не мог­ли не встре­во­жить сабин­ских «отцов». Фор­маль­ным пово­дом к их выс­туп­ле­нию, види­мо, послу­жил тот факт, что туску­лан­ские Мами­лии были учас­т­ни­ка­ми брач­но­го сою­за с рим­ски­ми Тарк­ви­ни­я­ми. Если у Супер­ба более не было доче­рей, то, выдав Тарк­ви­нию в Тускул, он нару­шил древ­ней­шую тра­ди­цию. Как поли­тик Суперб исхо­дил из под­го­тов­лен­ной пред­ше­с­т­ву­ю­щим раз­ви­ти­ем ситу­а­ции. Но, нахо­дясь под бди­тель­ным при­смо­т­ром «отцов», Тарк­ви­ний не смог прой­ти меж­ду Сцил­лой поли­ти­ки и Харибдой тра­ди­ции. Его изгна­ние из Рима как бы озна­ча­ло изъ­я­тие из гене­а­ло­ги­че­ской цепи носи­те­лей цар­ско­го дос­то­ин­с­т­ва в Риме. Это было сим­во­ли­че­ское нака­за­ние за отправ­ку из Рима его буду­щей закон­ной цари­цы.
На Тарк­ви­нии цар­ская дина­с­тия Рима отнюдь не пре­ры­ва­лась. На аре­ну выс­ту­пи­ло сле­ду­ю­щее поко­ле­ние закон­ных наслед­ни­ков цар­ско­го дос­то­ин­с­т­ва. А тако­вы­ми мог­ли быть сыно­вья сес­тер Тарк­ви­ния — Луций Юний Брут и Луций Тарк­ви­ний Кол­ла­тин. Соб­с­т­вен­ные сыно­вья Тарк­ви­ния в соо­т­вет­с­т­вии с тра­ди­ци­ей были исклю­че­ны из чис­ла пре­тен­ден­тов. Судя по источ­ни­кам, Тит и Аррунт и не пыта­лись заме­нить отца. Иная судь­ба у млад­ше­го сына Супер­ба — Сек­ста. Став пер­вым лицом в Габи­ях, он ока­зал­ся наи­бо­лее актив­ным из пре­тен­ден­тов. Види­мо, имен­но пре­бы­ва­ние в Габи­ях каким-то обра­зом каче­с­т­вен­но выде­ля­ло его из чис­ла сыно­вей с.76 послед­не­го рим­ско­го царя и поче­му-то поз­во­ля­ло, несмо­т­ря на запрет тра­ди­ции, пре­тен­до­вать на власть в Риме.
Итак, три дво­ю­род­ных бра­та. Наи­бо­лее сочув­с­т­вен­но рим­ская исто­рио­гра­фия изоб­ра­жа­ет Бру­та, за кото­рым даже утвер­дил­ся почет­ный титул осно­ва­те­ля рес­пуб­ли­ки. Имен­но он был орга­ни­за­то­ром заго­во­ра «отцов» про­тив сво­е­го дяди, види­мо, пред­по­ла­гая заме­нить его в каче­с­т­ве рек­са. Но он не был вну­ком царя по мате­ри, не было у него и жены-цари­цы8. Воз­мож­но, Брут рас­счи­ты­вал на то, что тра­ди­ци­он­ный порядок уже силь­но поко­леб­лен Тарк­ви­ни­ем, а так­же на то, что «отцы» под­дер­жат его кан­ди­да­ту­ру за заслу­ги в «общем деле» вос­ста­нов­ле­ния тра­ди­ций. Одна­ко в дей­с­т­ви­тель­но­с­ти ока­за­лось ина­че. То, чего не было у Бру­та, имел дру­гой пле­мян­ник Супер­ба — Тарк­ви­ний Кол­ла­тин. По мате­ри он, прав­да, не был вну­ком царя, но по отцу его дедом был кол­ла­тин­ский Эге­рий. Но самое глав­ное, види­мо, сос­то­я­ло в том, что Тарк­ви­ний Кол­ла­тин стал мужем Лукре­ции, ока­зав­шей­ся по воле антич­ных авто­ров в эпи­цен­тре рас­ска­за об изгна­нии царей из Рима. Неда­ром имен­но к ней так стре­мил­ся и тре­тий пре­тен­дент — Секст Тарк­ви­ний.
Кем же была Лукре­ция, побе­див­шая в «сос­тя­за­нии жен»? Ее отец Спу­рий Лукре­ций Три­ци­пи­тин при­над­ле­жал к чис­лу тех людей, кото­рых стре­мил­ся при­влечь на свою сто­ро­ну Тарк­ви­ний Суперб. Он зани­мал долж­ность рим­ско­го пре­фек­та. И после изгна­ния Тарк­ви­ния Лукре­ции были в чис­ле наи­бо­лее авто­ри­тет­ных лини­джей — их пред­с­та­ви­те­ли неод­но­крат­но ста­но­ви­лись кон­су­ла­ми. По про­ис­хож­де­нию они были саби­на­ми и, воз­мож­но, как-то были свя­за­ны с Вале­ри­я­ми. Плу­тарх (Numa, XXI) сооб­ща­ет, что по одной из вер­сий жену Нумы Пом­пи­лия зва­ли не Эге­рия, а Лукре­ция. Поэто­му оче­вид­но, что Лукре­ции пред­с­тав­ля­ли один из сабин­ских цар­ских лини­джей в окрес­т­но­с­тях Рима. До экс­пан­сии Тарк­ви­ни­ев они были свя­за­ны брач­ным сою­зом с кол­ла­тин­ски­ми Эге­ри­я­ми. Мож­но пред­по­ло­жить, что Лукре­ции были цар­ским лини­джем Габий, лежав­ших чуть даль­ше, но в том же направ­ле­нии от Рима, что и Кол­ла­ция. Это поз­во­ли­ло бы объ­яс­нить сопер­ни­че­с­т­во Кол­ла­ти­на и Сек­ста Тарк­ви­ния за Лукре­цию. Брак с ней давал и тому, и дру­го­му пра­во пре­тен­до­вать на цар­скую власть. В этом слу­чае Секст урав­ни­вал­ся по мес­ту в гене­а­ло­ги­че­ской цепи с Кол­ла­ти­ном и даже полу­чал опре­де­лен­ное пре­иму­ще­с­т­во перед ним, посколь­ку являл­ся вну­ком царя (к тому же рим­ско­го) не по отцу, а по мате­ри — доче­ри Сер­вия Тул­лия. Одна­ко в Габи­ях Секст Тарк­ви­ний утвер­дил­ся не как пред­с­та­ви­тель сво­е­го лини­джа, всту­пив­ше­го в брач­ный союз с габий­ски­ми Лукре­ци­я­ми, а в каче­с­т­ве побе­ди­те­ля в войне, при­чем не совсем чис­то­пло­т­но­го мораль­но. Его же дво­ю­род­ный по мате­ри брат Тарк­ви­ний Кол­ла­тин, напро­тив, был оли­це­тво­ре­ни­ем арха­и­че­ской тра­ди­ции, с.77 свя­зы­вав­шей Габии и Кол­ла­цию, нару­шен­ной рим­ски­ми Тарк­ви­ни­я­ми. Поэто­му есте­с­т­вен­но, что в спо­ре пре­тен­ден­тов на руку Лукре­ции побе­дил не Секст, а Кол­ла­тин.
На то, что такое сос­тя­за­ние име­ло мес­то, наво­дит ряд мыс­лей. Посколь­ку Кол­ла­тин и Лукре­ция не име­ли детей, они явно были моло­до­же­на­ми. Леген­да о бес­че­с­тии и смер­ти Лукре­ции несет сле­ды явной лите­ра­тур­ной обра­бо­т­ки. Сек­сту не было смыс­ла бес­че­с­тить жену Кол­ла­ти­на, ско­рее, он мог желать ее смер­ти. Иное дело, если выбор Кол­ла­ти­на в мужья был сде­лан, но брак не успел свер­шить­ся. Обес­че­с­тив дос­тав­шу­ю­ся дру­го­му неве­с­ту, Секст рас­счи­ты­вал таким обра­зом полу­чить ее в жены, при­бег­нув к послед­не­му спо­со­бу удер­жать усколь­зав­шую власть. Мы нико­гда не узна­ем, как погиб­ла Лукре­ция: сама ли зако­ло­ла себя или это сде­лал ее отец (как Вир­ги­ний со сво­ей доче­рью), выпол­нив так пони­мав­ший­ся им долг перед рим­ским наро­дом. Веро­ят­нее послед­нее. Неиз­вес­т­но лишь, совер­шил ли он это по соб­с­т­вен­ной воле или по реше­нию заин­те­ре­со­ван­ных лиц — Кол­ла­ти­на, Бру­та и Пуб­лия Вале­рия (воз­мож­но, еще одно­го пре­тен­ден­та на руку Лукре­ции — см. Liv., I, 58, 6), или — что ско­рее все­го — под дав­ле­ни­ем наи­бо­лее заин­те­ре­со­ван­но­го и авто­ри­тет­но­го Бру­та.
После это­го Брут и Кол­ла­тин, будучи по рож­де­нию одно­го ран­га, при­об­ре­ли рав­ные пра­ва на власть в Риме. Их прав­ле­ние лишь фор­маль­но похо­ди­ло на кон­су­лат. Они не были выбор­ны­ми маги­с­тра­та­ми. Брут, как извес­т­но, почти сра­зу начал интри­го­вать про­тив Кол­ла­ти­на и сумел его устра­нить. Но вос­поль­зо­вать­ся дос­тав­шей­ся нако­нец вла­стью не успел, погиб­нув в еди­но­бор­с­т­ве с сыном Супер­ба Аррун­том. Это были годы, когда еще питал надеж­ды на воз­вра­ще­ние изгнан­ный Тарк­ви­ний, обра­тив­ший­ся к этрус­кам. Рвав­ший­ся к вла­с­ти Брут стре­мил­ся лик­ви­ди­ро­вать всех воз­мож­ных кон­ку­рен­тов. Он рас­пра­вил­ся даже со сво­и­ми сыно­вья­ми — Титом и Тибе­ри­ем, вну­ча­ты­ми пле­мян­ни­ка­ми Тарк­ви­ния, и пле­мян­ни­ка­ми Кол­ла­ти­на — Луци­ем и Мар­ком, сыно­вья­ми сес­т­ры Кол­ла­ти­на от бра­ка с Акви­ли­ем.
И толь­ко после того как все воз­мож­ные пре­тен­ден­ты на рим­ский пре­с­тол сошли с аре­ны, на нее всту­пил Окта­вий Мами­лий. Одна­ко начав­ша­я­ся латин­ская вой­на при­ве­ла его к гибе­ли у Регилль­ско­го озе­ра. Суперб уехал в Кумы, где умер. Так пре­сек­лась цар­ская дина­с­тия рим­ских Тарк­ви­ни­ев.
После них свои пра­ва пыта­лись уза­ко­нить даль­ние род­с­т­вен­ни­ки когда-либо пра­вив­ших в Риме лиц — Гора­ции, Лукре­ции, Вале­рии, Вир­ги­нии, Мар­ции и др. Одна­ко заво­е­ва­ния Тарк­ви­ни­ев и воз­ник­но­ве­ние слож­но­го вожде­с­т­ва изме­ни­ли ситу­а­цию в окрес­т­но­с­тях Рима, нару­ши­ли арха­и­че­скую сис­те­му род­с­т­вен­ных свя­зей ран­жи­ро­ван­но­го обще­с­т­ва и поло­жи­ли нача­ло с.78 фор­ми­ро­ва­нию сосло­вий стра­ти­фи­ци­ро­ван­но­го. Поэто­му сопер­ни­че­с­т­во этих эпи­го­нов цар­ских дина­с­тий Лация ста­ло одной из при­чин сецес­сии, спо­соб­с­т­ву­ю­щей оформ­ле­нию ново­го поряд­ка управ­ле­ния в Риме.



ПРИМЕЧАНИЯ

  • 1Матье М. Э. Сле­ды мат­ри­ар­ха­та в Древ­нем Егип­те // Вопро­сы исто­рии доклас­со­во­го обще­с­т­ва. М.; Л., 1936. С. 363—390; Дов­гя­ло Г. И. Пере­ход к насле­до­ва­нию цар­ской вла­с­ти по отцов­ско-пра­во­во­му прин­ци­пу // СЭ. 1963. № 6. С. 71—72; Грейвс Р. Мифы Древ­ней Гре­ции. М., 1992. С. 166 и др.
  • 2Фрэ­зер Дж. Золо­тая ветвь. М., 1983. С. 145—156.
  • 3Мои­се­е­ва Т. А. Цар­ская власть у фри­гий­цев // ВДИ. 1982. № 1. С. 119—129.
  • 4Нету­шил И. В. Леген­да о близ­не­цах Рому­ле и Реме // ЖМНП. 1902. Ч. 340 (март). С. 124—125.
  • 5Gantz T. N. The Tarquin dynasty // Historia. 1975. Bd. 24, H. 4. S. 539—554.
  • 6Bianchi L. Il Magister Servio Tullio // Aevum. 1985. A. LIX, N 1. P. 58 f.
  • 7Gantz T. N.Op. cit. P. 544.
  • 8Юнии, види­мо, были одним из древ­них цар­ских лини­джей, свя­зан­ных с почи­та­ни­ем Юно­ны. Чтобы ней­тра­ли­зо­вать их, сес­т­ру Тарк­ви­ния Супер­ба выда­ли замуж за Мар­ка Юния. Извес­т­но, что брат послед­не­го был убит Тарк­ви­ни­ем, как и стар­ший сын, пле­мян­ник Тарк­ви­ния.